Так, доходы бюджета в следующем году запланированы на уровне 913,6 млрд грн (рост на 18,5% в сравнении с 2017). При этом 165,3 млрд грн (почти на 30 млрд грн больше, чем в 2017-м) решили выделить на оборону и безопасность.
Дефицит бюджета составит 81,8 млрд грн (2,4% ВВП), а государственный долг — 1 999,3 млрд грн (60% ВВП против 63% в 2017).
Также «Бюджет-2018» предусматривает повышение с 1 января минимальной зарплаты до 3 723 гривен, прожиточного минимума до 1 700 гривен (с 1 июля — 1777 гривен, с 1 декабря — 1853 гривен). Рост реального ВВП закладывается на уровне 3%, индекс потребительских цен — 109%, а уровень безработицы — 9,1%.
Стоит заметить, что среди основных приоритетов — экономический рост, повышение доходов населения, укрепления обороноспособности, поддержка аграрного сектора, строительство дорог, децентрализация, энергоэффективность, а также развитие человеческого капитала.
Politeka спросила у экспертов, насколько «Бюджет-2018» отличается от предыдущих и какая реалистичность заложенных в него расчетов.
Борис Кушнирук, экономист:
— Бюджет, который ВР приняла, является вполне реалистичным. Там нет чего-то такого, что бы не соответствовало ключевым тенденциям, которые мы наблюдаем в этом году. Ведь бюджет базируется на показателях инфляции, росте курса доллара. Эти показатели у нас не является завышенным.
Да и по показателям доходной части он также выполняется.
Государственный долг почти в 2 трлн грн – это, конечно, очень много, но проблема не только в его размере. Не является чем-то чрезвычайным. Можно назвать ряд стран, где долг значительно больше. Дело в том, что госдолг является слишком дорогим в обслуживании. Очень высокие проценты платим. Около 150 млрд грн закладываем на следующий год только на выплату процентов.
В бюджете не заложено повышение минимальной зарплаты, которое предлагал президент – на уровне 4100 грн. Там заложили 3700, хотя такое повышение не является критическим по отношению к уровню инфляции в этом году и ожидаемой в следующем.
Президент сказал, что по итогам двух или трех кварталов, в зависимости от экономических результатов, он предлагает правительству рассмотреть экономическое повышение. Так что повышение до такого уровня возможно, хотя там есть угроза, что это косвенное давление на бизнес.
Повышение зарплат: почему политики обманывают украинцевОдним из ключевых приоритетов бюджетной политики определено повышение доходов населения. Логично, что доходы менее обеспеченых слоев населения должны расти. Другое дело, что это должно обеспечиваться не бюджетными затратами, а через обеспечение рабочих мест. Тость формирование такого типа экономики, в которой сама экономика продукта роста доходов. Поэтому здесь есть вопросы. Но они не сводятся к бюджету. Это вопрос общей экономической политики государства. Можем иметь рост ВВП, но оно связано с ситуацией на внешних сырьевых рынках. Если цены на сырье упадут, то все упадет за ними.
Доходы людей заметно в 2018 году не вырастут. И это не так уж и плохо. Ведь если доходы растут резко, а экономика такими темпами не растет, то это говорит, что происходит деформация, за которую придется рассчитываться, в частности, ростом цен и тому подобное.
Виктор Суслов, экс-министр экономики Украины:
— Доходная часть – самая важная, когда говорим о реалистичности бюджета. Финансовый документ, в частности, базируется на прогнозировании роста ВВП. 3% в следующем году — прогноз, который более-менее реален. Поскольку в последнее время растут цены на сырье. Украина, с ее сырьевой экономикой, в этих условиях может увеличить экспорт зерна, металлов, руд – то, что в основном экспортируем на внешние рынки.
Инфляция стала основным макроэкономическим показателем. В этом году планировалось 7% годовой инфляции, но по итогам года у нас будет где-то в районе 13-14%. Как видим, здесь ошибка почти вдвое. Правительство и НБУ уже традиционно занижают показатели. Хотя для выполнения бюджета это не так и плохо. Инфляция и в следующем году будет ощутимо превышать указанную величину. Это обеспечит бюджету дополнительные поступления, а граждане, соответственно, будут жить беднее.
Валютный курс — также очень важный показатель, который определяет для нас стоимость импорта. 29 грн за доллар – это показатель, который можно считать реальным, если все было бы стабильно, с обеспечением платежного баланса.
Не надо забывать, что Украина приняла несколько важных решений, которые обязательно повлияют на бюджет, в частности, на внешнее финансирование. Речь идет о продлении на год моратория на продажу земли. А именно этого, введения в Украине рынка земли, требовал от Украины МВФ. Это может повлиять на финансирование на фоне невыполнения Украиной ряда других обязательств.
Да и все эти антикоррупционные скандалы будут влиять на поведение МВФ. Уже есть соответствующие заявления. Так что в следующем году Украина может потерять часть кредитов МВФ. Это скажется на валютной стабильности, приведет к падению курса гривны – до большего уровня, чем прогнозировалось. С внешними долгами в целом ситуация плохая.
Украина за год должна погасить примерно 7 млрд долл. внешнего долга, не имея таких резервов. Это также один из факторов, который может прогноз по валютному курсу очень сильно подорвать.
Кроме того, мы не приняли решение об отмене моратория на экспорт леса кругляка. Это уже — минус 600 млн евро от ЕС, и ожидаемый от них транш тоже не получим. Есть немало пунктов невыполнения Украиной взятых на себя обязательств в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС. Все это будет влиять на отношение Европы к нашему государству. Хотя надо понимать — если власть доведет страну до дефолта, то этот бюджет — 2018 можно будет выбросить.
Замечу, что ВР приняла (в угоду ЕС) решение о повышении акцизных сборов на табачные и алкогольные товары. Там уже достигли максимума. Теперь состоится тенизация этих сегментов и поступления в бюджет будут даже меньшими, чем были. Поэтому в этой части доходы бюджета не будут выполнены. Ожидаемого прироста акцизных сборов, 12,5 млрд грн, не получим.
Коллапс украинской энергетики: кто и зачем заблокировал рынокВсе это говорит, что бюджет будет находиться в зоне риска его выполнения.
Увеличение финансирования оборонного комплекса – сложный вопрос. С одной стороны, украинская армия нуждается в обновлении. Но на глобальную модернизацию военно-промышленного комплекса никаких украинских бюджетов не хватит. Плюс 30 млрд грн – это ничего не значит. Задача не решается. Очевидно, надо тратить столько, сколько можем себе позволить. Для Украины на сегодняшний день – это 5% ВВП. Таким есть наш максимум. Находимся на 130 месте в мире по объему ВВП на душу населения — в одном ряду с африканскими странами. Поэтому денег на эффективное вооружение у нас нет.
Относительно увеличения минимальной зарплаты, то здесь надо сказать, что бюджет приняли с учетом предложения правительства – 3700 грн заложили на минимальную зарплату. Предложение президента не приняли во внимание, что, скорее всего, вызовет резкую оценку с его стороны. Но тем самым правительство напомнило президенту, что мы все-таки живем в парламентско-президентской республике. Хотя уже прозвучали заявления, что предложения президента рассмотрят в следующем году, если будут экономические основания для увеличения минималки. Скорее всего ничего не учтут. Зарплату в 4100, что предлагал Порошенко, не примут.
Повышение минималки до 3700 – это лучше, чем ничего не повышать. Однако при таки темпах инфляции это очень мало. При этом, депутаты нашли деньги, чтобы повысить себе зарплаты, приравняв их к министерским. Это негативно воспримется людьми.
60% населения Украины находится в очень трудном положении, из-за чего вынуждены обращаться за субсидиями. Это свидетельствует о глубине бедности в стране. Власти нужно было находить средства для повышения доходов малообеспеченных семей, чтобы люди переставали нуждаться в субсидиях. Этого не было сделано.
В стране все больше и больше увеличивается разрыв между бедными и богатыми. И это опасно для сохранения стабильности в государстве. Следующий год будет годом серьезных социальных протестов – люди будут доведены социальной политикой до предела.
Романия Горбач