О глобальном кризисе

Николай Маломуж
Мир сейчас волнуют глобальные проблемы — это экономика, кризисные явления, чрезвычайно сложные угрозы, которые могут возникнуть на международной арене. В этом контексте говорят об Украине. К сожалению, значительно меньше, чем в 2015-2016 годах.

Руководители США, Европы, Китая, Японии, Канады и другие сейчас редко вспоминают Украину. О России говорят в негативном ключе. На каждом заседании вспоминают террористическую организацию «Исламское государство». Мы далеки от этих проблем. Страны Европы и США поддерживают Украину, даже санкции применили в отношении России, чтобы заставить ее действовать в наших интересах. Но системных мер, которые вывели бы мир и Украину из кризиса, позволили бы освободить наш Восток и Крым, не было.

Чувствуется не только усталость Запада от Украины, потому что мы не решаем проблемы, но и глобальный мировой кризис, который волнует больше, чем украинский вопрос. Например, проблема ядерной войны новой конфронтации, Северная Корея, Иран как новый формат в регионе Турция-Россия, Ближний Восток, а это нефтяные месторождения. «Исламское государство» — это боевые структуры в 107 странах мира. Это первоочередно.

Нужно, чтобы первые лица, прежде всего президент, вели активную работу по отстаиванию наших интересов, задействуя мощные форматы поддержки США, ЕС, Канадой, Китаем, Японией. Они готовы к такому сотрудничеству. Почувствовал, что когда они будут сами заинтересованы, тогда будут помогать не только риторикой, но и действиями. А заинтересованность появится, когда для них проблемы также станут критическими. Мы вышли на эти критические проблемы с коллегами из Конгресса, Сената, Администрации Дональда Трампа, соратниками Ангелы Меркель, Эммануэля Макрона. Их волнует глобальная холодная война, горячие точки, доведение до глобальной ядерной войны. Демонстрировали сценарии реализации таких угроз – это мир без людей. Это побуждает к решению мировых проблем.

О дорожной карте

На форумах в Берлине и Вашингтоне я презентовал дорожную карту относительно Украины. Это противостояние на глобальном уровне США, Европы и России, НАТО и России. Эта конфронтация может перерасти в ядерную. Нужно сдерживать глобальные детонаторы, которые не допустят развития чрезвычайных ситуаций в мире, в частности в Украине. Дорожная карта по Украине в некоторых пунктах совпадает с минским процессом, но имеет другой формат обеспечения. Это гаранты, которые определяют мировые процессы. Тогда мы заставим Россию действовать, потому что у нее не будет выбора. Она не отправится в Китай с газом или нефтью, потому что глава КНР будет привлечен к этому процессу. Нужно действовать в рамках общих интересов и дорожной карты Украины по конкретным регионам. Наши интересы: вывод войск, установление международного, а потом нашего контроля на границе, возвращение туда людей, восстановление Донбасса за счет международных инвестиций под эгидой крупных стран.

Сергей Шахов о судебной расправе над Россией и счете за агрессию

На Западе слышат украинских экспертов, но, к сожалению, нет коммуникации с руководителями Украины. Неоднократно предлагалось президенту, МИД и другим формировать дорожную карту, группу поддержки. Минский формат должен быть как сдерживатель, для обмена пленными. Это тактический уровень. А чтобы решить проблему Востока и Крыма, нужны мощные мировые силы. Официальные и неофициальные форматы способствуют формированию мощной поддержки. Например, на днях состоялся визит президента Казахстана в США, а сегодня Казахстан председательствует в Совете безопасности. Он выступил с инициативой на мировом уровне и поддержал проект глобального урегулирования и дорожной карты в отношении Украины, которую мы презентовали в США, Германии, Астане. Практически все члены Совета безопасности поддержали эту модель, потому что в выживании человечества заинтересованы все. Также состоялась встреча Назарбаева с Трампом, говорили о стратегических проблемах мира: ядерная война, Иран, Сирия, Украина. Они говорили по пунктам относительно предпосылок глобального урегулирования, выдвижения условий России о реинтеграции Донбасса и возврате Крыма. Возможен даже перенос площадки решения проблемы из Минска в Астану. Получили негативную реакцию Александра Лукашенко. Но это уже новый формат, новые участники, новые механизмы влияния на Россию.

Я настаивал не на Минске и Астане, а на Женеве, Хельсинки, Вене, Цюрихе. Эти страны готовы принять представительство высокого уровня. Нам нужны нейтральные страны, даже не СНГ.

Если мы будем вести большую работу, это будут участники всех стран мира, говорить будем не только о проблемах Украины, но и о проблемах мирового уровня. Никакие представители ОРДЛО и разнообразных группировок там не будут присутствовать. Будут присутствовать страны, которые что-то решают, имеют международно-правовую субъектность. Представители ОРДЛО слушаются Путина, он инициировал эти проблемы для нас, поэтому должен отвечать, вывести войска с этих территорий.