О побеге из БПП
Виктор Кривенко и Павел Кишкарь официально вышли из фракции «Блок Петра Порошенко». Никаких юридических последствий для них наверняка не будет. Во-первых, они не избирались по спискам БПП. Сначала они были во фракции «Самопомич», но их исключили, потому что голосовали за президентские законопроекты. Норма императивного мандата не действует на лиц, которых исключают из фракции. Затем они вступили в БПП, а сейчас вышли. Это свидетельствует о том, что не массово, но многие люди начинают задумываться, стоит ли продолжать свою политическую деятельность на политическом корабле, который идет ко дну. Он действительно тонет, если учитывать поддержку Петра Порошенко в 2014 году и сравнить ее с той, которая есть сегодня.
У социологов существуют понятия «доверие/недоверие», «антирейтинг». Петр Порошенко – чемпион в антирейтинге. На сегодняшний день почти 35% граждан ни в коем случае не проголосуют за него. Такая же ситуация с БПП. Поддержка фракции колеблется уже не в двузначных цифрах, а в однозначных – от 5 до 9%. Это означает, что политический корабль с огромной пробоиной может пойти на дно. У меня был разговор с представителями БПП, которые сказали, что многие люди во фракции задумываются о дальнейшей политической карьере.
У них еще по крайней мере год. Точка невозврата будет в марте 2019 года. До этого им просто нужно с кем-то договориться, как продолжать свою политическую карьеру. 2019 год собьет все форматы. В марте следующего года после выборов президента полностью переформатируется вся украинская политика. Уверен, что будет новый президент.
Нельзя сказать, что парламент – устойчивое образование. После того, как Порошенко перестанет быть президентом, БПП не будет существовать, сразу же разбегутся. Как именно, в каком формате – будет зависеть от нового президента. На сегодняшний день «Блок Петра Порошенко» хаотичен, там очень много центров влияния.
Когда говорят, что в президентском рейтинге лидирует Юлия Тимошенко – это неправда. Первый номер в президентском рейтинге еще не определили. 17-20% граждан из тех, которые придут на выборы, еще не решили, за кого голосовать. На втором месте с 16-18% – другой кандидат, не Порошенко. Приплюсуйте. Около 40% людей не определились или за другого кандидата. У Тимошенко, Порошенко и Гриценко суммарно 33%. Плюс еще и антирейтинг. Я видел глубокие исследования об огромном перетекании голосов от Петра Алексеевича к другим кандидатам.
Человек, который сейчас не в политике, не сможет стать президентом. Я видел не совсем публичные исследования. Ситуация такая, что действующего украинского политика хотят видеть в роли президента большинство граждан Украины.
О мифической коалиции
Коалиции в парламенте уже давно нет. Это пренебрежение Конституцией, законом со стороны президента, председателя Верховной Рады, чтобы не идти на досрочные выборы.
Конституция прямо предусматривает, что коалиция состоит из депутатов фракций, входящих в коалицию, нельзя подбирать персонально. Но у нас считают всех, даже меня. Не нужно писать заявление на выход из коалиции, потому что выход из фракции автоматически приводит к выходу из коалиции. Сейчас считают, что нет смысла поднимать этот вопрос, потому что до выборов практически полтора года осталось.
Игорь Луценко об антикоррупционном театре и специфическом парламенте«Народный Фронт», несомненно, не хочет об этом слышать, потому что у него нет рейтинга. «Блок Петра Порошенко» тоже. Ну, и президент. Зачем ему сейчас назначать внеочередные выборы парламента?
Например, за недельную повестку дня коалиция должна проголосовать, потому что им нужно показать результативность перед гражданами. Оппозиция в таких голосованиях вообще не участвует. Нет даже проектов законов, представленных от оппозиции. В результате был 191 голос максимум. Это свидетельствует, что коалиции действительно не существует. Возможно, эти законы не совсем выгодны коалиции, поэтому их не хотят выдвигать на повестку дня.
Хлопнув по столу, президент сказал: «Месяц даю вам на принятие закона об Антикоррупционном суде и изменение порядка декларирования общественных активистов». Он знал, что голосов не будет на этой неделе. В среду голосов не бывает обычно. В четверг чуть ли не половина фракции поедет зачем-то тратить деньги на Молитвенный завтрак к президенту США Дональду Трампу. Потом две непленарных недели. То есть три недели никто не будет рассматривать эти проекты. Это игра на публику, абсолютно понятный расклад. Президент – хороший полицейский, который заставляет всех работать, а Рада – плохой, не хочет работать. Но не работают там исключительно две фракции – БПП и «Народный Фронт».