О пресс-конференции Януковича
Дело по Виктору Януковичу пусть медленно, но двигается. Почему именно сейчас была его пресс-конференция? Во-первых, годовщина событий Майдана. Во-вторых, Янукович никогда не упускал возможности оправдаться и лишний раз нам представить факты в новом свете. В-третьих, это произошло накануне выборов президента России. В то время как Украина заявила, что, возможно, их не признают легитимными, потому что голосование происходит и в оккупированном Крыму. То есть Украина запускает, пока что на словах, механизм Путина как нелегитимно выбранного на этих выборах президента, в ответ Янукович запускает, естественно, в марионеточном режиме, снова напоминание о том, что все-таки он легитимный, а действующий президент сейчас в Украине нелегитимный. В первую очередь, конечно, это нужно было самому Януковичу, потому что в связи с довольно активным продвижением дела по нему, событиям, связанным с этим делом, у него начинаются реальные проблемы, ему нужно что-то делать.
Основной целью Януковича было оправдаться и смягчить обвинения, которые ему предъявляют. То есть если президент Украины провел пресс-конференцию как президент Украины, президент России – как президент России, то Янукович – просто как товарищ, над которым висит довольно серьёзное уголовное дело, обвинения в госизмене и т. д.
О президентских выборах в РФ
Если выборы президента России в Крыму признаются недействительными как сам процесс, а это же часть общих больших выборов, то на основании этого можно и общие всероссийские выборы президента признать недействительными. Здесь возникает довольно опасная ситуация. Во-первых, Европа с этим не согласится. Она осудит выборы в Крыму, но выборы президента России признает. То есть фактически происходит легитимация в умах, что выборы в Крыму – это часть выборов в России.
Путин сам прибудет в Крым. То есть Крым будут делать витриной выборов в России. Задача правительства РФ – показать, что в Крыму чуть выше явка, чуть больше поддерживают Путина, Крым – российский, как они считают. Этот процесс в большей степени ориентирован на внутреннего потребителя. Но если будет прецедент непризнания Путина как легитимно выбранного президента, тогда возникает вопрос, а кто будет выступать в нормандском и в минском формате со стороны России. Естественно, весь мир так или иначе признает общие выборы в РФ.
Поэтому украинские парламентарии не торопились, практически под самые российские выборы эту ноту выпустили. Думаю, что Европа кивнет головой: «Да, мы осуждаем». Но ЕС в последнее время все чаще напоминает о том, что, когда оккупировали Крым, они практически молниеносно ввели санкции против России, а Украина это сделала через год. Европа говорит: «Мы не можем идти впереди вас, это ваша проблема. Да, мы вам поможем во всем, мы солидарны с вами, но и вы делайте первые шаги». Поэтому довольно спорная ситуация.
Что касается выборов в Крыму в целом, то, по последним данным, там очень серьезно агитируют идти на выборы крымских татар, которые в бюджетной сфере работают. То есть крымские татары на сегодняшний день в Крыму – это единственная консолидированная группа, которая представляет оппозиционные взгляды. И то их там уже очень немного осталось, тех, кто не приемлет эту агрессию, потому что очень быстрая реакция со стороны российских силовиков. Знаем огромное количество случаев политзаключенных. Крымские татары должны стать показательной вехой — вот они пошли на выборы и избрали Путина. Весь Крым избрал Путина. Мы отслеживали концерты, которые проходили в Крыму за последний год: практически в каждом участвует крымскотатарский коллектив в поддержку России. Это обязательное условие, чтобы показать, что крымские татары тоже рады Российской Федерации в Крыму.
О российской псевдооппозиции
В России вся реальная оппозиция давно уничтожена физически. Последним оппозиционным столпом был Борис Немцов.
Оппозиция, которая в России сейчас, существует до тех пор, пока ей позволяют существовать. Не скажу, что она полностью управляемая. Все средства массовой информации: телевидение, интернет и так далее — находятся под жестким контролем, общая редакционная политика решает, кому выйти, кому не выйти, какому материалу зайти, а какому нет. О какой оппозиции, каком масштабном влиянии на умы может идти речь?
Валентин Гладких о тщетных надеждах на Антикоррупционный суд и дырявом законодательствеРоссияне довольны, программа микроскопического повышения пенсий и зарплат каждый год работает, это делается перед выборами. Есть также различные амнистии, стимулирование социальных групп. Что касается рейтингов, то они вполне реальны. В любом случае всегда можно дорисовать сколько нужно. Учитывая тех конкурентов Путина, которые на эти выборы идут — там все очень прогнозируемо. Единственный ближайший конкурент к нему — это Жириновский, которому 7% нарисуют.
Задача сейчас — не нарисовать какой-то очень большой, нереальный процент Путину. Будет в рамках 70%.
Что касается «оппозиционного» кандидата Ксении Собчак, то она прекрасно выполнила свою функцию общей канализации оппозиции. На сегодняшний день оппозиция для рядового россиянина — это девушка из шоу-бизнеса, которая вела проект «Дом 2», у которой нашли дома миллион долларов и т. д. Если Навальному со своими расследованиями еще как-то удавалось взбодрить российскую элиту, то Собчак, встав в один ряд оппозиции с Навальным, фактически эту оппозицию нивелировала.
Дебаты с участием кандидатов ориентированы в первую очередь на внутреннего российского потребителя. Это политическое шоу. Я бы даже, наверное, не сказал «политическое», судя по тому, что там происходило.
Путин, естественно, в дебатах не участвовал. Он даже не участвовал в свежих промо-роликах, сделали нарезки из каких-то старых архивных видео. Это показывает, что есть группа склочных кандидатов, которые обливают друг друга водой, кричат на протяжении всего эфира, и есть Путин, который возвышается над всем этим, который абсолютно другой: стабильный, уверенный и т. д.
Пресс-конференция Путина, где он говорил о ядерном оружии: «Нас будут бояться и услышат теперь», демонстрировал полет новой российской ракеты — это все говорит о нем как об абсолютно другом кандидате, который возвышается над склоками и грязью. Абсолютно четкая политтехнологическая картинка.