Почему Гройсман не может снова поднять тарифы, с кем он дружит, и что будет с газотранспортной системой Украины, рассказал гость Politeka Online Сергей Щербина, главный редактор издания РБК-Украина.
О повышении цен на газ
Касательно сегодняшнего заявления премьера о том, что цены на нефтепродукты подниматься не будут, идущего вразрез с требованиями наших партнеров. Наверное, Гройсману не откажешь в последовательности в служебном отношении. О том, что цены на энергоносители не будут повышаться, он говорит системно в течение последних нескольких парламентов. Другой вопрос, что мы буквально подписывались под требованиями наших западных партнеров. Это Меморандум с Международным валютным фондом, в соответствии с которым цены на газ для населения должны были быть повышены еще несколько месяцев назад. Никаких решений в эту сторону Кабинетом Министров не было принято.
Достаточно долго проходили переговоры между кредиторами и Кабмином на предмет того, что делать с этим меморандумом, с необходимостью поднять цену на газ для населения. Никуда эти переговоры, по моим данным, не продвинулись. Соответственно, транш МВФ мы тоже не увидели. Кабинет министров будет эти решения затягивать до последнего. Насколько у нас сейчас есть ресурс, чтобы отказаться от денег МВФ – вопрос спорный и дискуссионный. Повышение цены на газ – одно из двух ключевых условий МВФ. Первое – Антикоррупционный суд, с которым тоже никто не спешит.
О политических шансах Гройсмана
Это жесткие условия, от них Фонд отступать не намерен. Кабмину сейчас принять решение о подорожании энергоносителей смерти подобно в преддверии выборов. Хотя Владимир Борисович говорит, что на президентские выборы не пойдет, но уверенно говорит, что пойдет на парламентские. Насколько мне известно, обсуждается вопрос создания собственного политического проекта. Если повысит цены на газ еще раз – в политику можно не спешить.
Сейчас Гройсман как никто близок к “Народному фронту”, невзирая на то, что он пришел в команде президента.
Гройсман, Яценюк, Аваков довольно близки – эти люди его откровенно защищают. Яценюк недавно заявил, что правительство ни в какую отставку не пойдет, а такой вариант все-таки рассматривался несколько недель назад, но от него отказались ввиду дефицита голосов в зале парламента. Будет ли Гройсман вступать в “Народный фронт”? Вряд ли. “Народный фронт” тоже вряд ли вступит в партию Гройсмана. Я думаю, что это ситуативная история, хотя она достаточно давняя и плотная. Насколько мне известно, о политическом объединении речь пока не идет.
Пока я не особо верю, что формула “Роттердам+” будет пересмотрена в угоду МВФ. Множество скандалов было вокруг этой истории, но тем не менее никто никуда не продвинулся. Она выгодна не только Ринату Ахметову, но и группе президента. Перед введением этой формулы ценные бумаги ДТЭК, фактического монополиста, выкупала компания, близкая к президенту, от чего она получила выгоду.
Об отмазках чиновников
Касательно предупреждений Януковича со стороны СБУ об угрозе национальной безопасности из-за экспансии российского капитала в 2013 году, в подтверждение которых сторона обвинения экс-президента предоставила соответствующий документ. Противоречия сопровождают эту историю с 2014 года, если не раньше. Они существуют не только в угольном секторе. С одной стороны, есть объективная экономика в этих расчетах. С другой стороны, есть весьма конкретная политика и здравый смысл. Если мы говорим о письмах, которые писали Януковичу, их достаточно хорошо себе представляют.
Среди украинских чиновников есть такая практика, о которой мало кто знает – в их подотчетных ведомствах и отраслях происходят не всегда хорошие вещи. Очень часто чиновники, которые хорошо обучены, пишут докладные записки на имя вышестоящих инстанций примерно раз в месяц о том, как все плохо. Их подписывают и отправляют. Понятно, что эти записки дальше никуда не идут. Но если к ним потом приходит прокуратура и начинает задавать вопросы, куда они смотрели, то показывается бумага, что премьер был предупрежден. Похоже, что бывшее руководство СБУ занималось ровно тем же. Не замечать, не реагировать они не могли. Если вы хотите какую-то тему похоронить навсегда – создавайте рабочую группу. Это беспроигрышный вариант.
Григорий Шверк о том, кто и что тормозит движение Украины в ЕвропуО разрыве с Россией
Ситуацию в 2013 году возможно было переломить и дистанцироваться от России. Все масштабнейшие коррупционные схемы, существовавшие в те годы, были завязаны на Россию и без нее не функционировали бы. Это контрабанда нефтепродуктов. Какая-то нефть перерабатывается? Это нефть из России. Знали ли производители нефти, откуда она идет? Конечно. В газовом бизнесе это тоже имело место быть. Все крупные суммы были там. Если бы прошлая власть хотела на это отреагировать, в первую очередь нужно было перестать заниматься этой историей, которой занимался, в частности, беглый Сергей Курченко.
У нынешней власти есть воля полностью дистанцироваться от России. Дискуссионный вопрос, делается ли достаточно для этого. Понятно, что у Украины другого пути нет. Невозможно дружить со страной, которая забрала часть наших территорий и начала войну.
О “Северном потоке 2”
Для Украины этот вопрос очень сложный, болезненный и, наверное, самый существенный. В случае его запуска у нас очень большие шансы потерять газотранспортную систему в принципе. Если в ней не будет газа – она будет уничтожаться сама по себе. В таком случае у нас возникнет огромный вопрос со снабжением газом восточных областей Украины. Технология ее функционирования такова, что там постоянно есть газ из России. Не уверен, что мы сейчас в состоянии решить этот вопрос. Для Украины это будет иметь очень много последствий.