О кулуарных играх в украинском парламенте, затягивании с назначением новых членов ЦИК, обстановке накануне старта избирательных кампаний и экономической политике в стране рассказал гость Politeka Online Борислав Розенблат, народный депутат Украины, внефракционный.
О голосовании за новых членов ЦИК
По моему убеждению, еще в понедельник было известно, что голосования по ЦИК не будет в четверг, хотя господин Парубий выдвигал задачу этой недели: избрать состав ЦИК. Нет четкой договоренности о том, представителя какой политсилы все же нужно вычеркнуть. Нужно было сделать рейтинговое голосование, потому что есть 14 претендентов на 13 должностей. Это позорная ситуация, которая длится уже более двух лет, ее постоянно замыливают, продолжается неопределенность. Нелегитимный состав ЦИК работает в стране уже более двух лет.
Я не знаю, для кого это нормально. В нашей политике давно есть такое отношение, что мы говорим одно, думаем второе, а делаем третье. К сожалению, на сегодняшний день это четко прослеживается, мы все видим, что вопрос просто затягивается. На каком основании, для чего — я могу только догадываться. Вопрос исполнения законов — сегодня, пожалуй, самая сложная часть ответственности. Мы можем рассказывать, что в Украине очень хорошие законы, но выполняют ли их, какова ответственность за невыполнение — это вопрос.
В Украине нет ответственности. БПП сейчас единственная фракция, которая готова голосовать. Про “Народный фронт” говорят, что они боятся досрочных выборов, поэтому не хотят голосовать. Я думаю, что НФ практически ничего не боится. Депутаты этой фракции говорят, что готовы хоть сегодня пойти на выборы, у них есть с чем идти. И с Гройсманом, и с другими их руководителями. Им есть что рассказывать. БПП тоже есть что рассказывать, как и “Батькивщине”. То есть каждая фракция на сегодняшний день, по сути, готова, но западные партнеры категорически против. Они говорят, что сейчас, когда нам не хватает средств, а невыполнение бюджета составляет около 56 млрд гривен, мы не должны играть в политические забавы.
Внешние заимствования, а это 200 млрд гривен в год, тратятся на обслуживание кредитов: возврат и выплату процентов.
Об условиях работы Верховной Рады
Сегодня я снял бы вопросы выборов и перевыборов, а занялся бы созданием экономической политики государства, которая сейчас вообще отсутствует. Единственный день, когда мы в Раде приняли ряд важных законопроектов для решения насущных проблем — 17 мая. Другие страны эти вопросы 20-30 лет назад решали: вопросы трансплантации, банковской ответственности, кредитных союзов и т. п.
Для меня на сегодняшний день главной задачей работы в Раде является создание экономических условий для того, чтобы украинцы и инвесторы имели возможность работать в нашей стране. Будет экономический рост — будет и все остальное. Выборы, перевыборы, МВФ, Антикоррупционный суд, повышение цены на газ — это все второстепенные вопросы. Сегодня нет неприкасаемых, нарушаются все конституционные права в нашей стране. Мы создали такие условия, когда политическая целесообразность гораздо важнее, правоохранительная система практически остановлена, она работает как политический орган. Сегодня обезопасить себя от преследований в будущем я не советовал бы никому, потому что этот вопрос вообще неуместен.
Вопрос политической борьбы только начинается: уже размещают рекламу. С начала нового политического сезона уже начнутся политические баталии. Просто все боятся сделать фальстарт.
Вопрос ЦИК болезненный, потому что в следующем году у нас будут и выборы президента, и выборы в Верховную Раду Украины. Я не исключаю, что потом снова будет вопрос местных выборов.
Обновленный состав ЦИК — это возможности для тех или иных политических сил. Если сегодня изберут новый состав ЦИК, то “Оппозиционный блок” обжалует его, поскольку, согласно Конституции, они имели право выдвигать свою кандидатуру как политическая сила, представленная в парламенте. Сегодня их нет.
Я понимаю, все на них обижены, они из бывшей “Партии регионов”, но закон написан для всех, в Украине все равны. Как бы там ни было, но если вообще не представлена кандидатура ОБ, они обжалуют этот состав ЦИК. Это такая игра: с одной стороны — смотрите, мы готовы, мы проголосовали, а с другой — делается все для того, чтобы продолжал работать господин Охендовский и весь этот состав ЦИК.
Алим Алиев: Керченский мост – искусственная связь Крыма и РоссииО роли президента в текущей ситуации
У президента есть очень много советников, которые ему ежедневно советуют те или иные нормативные документы, действия и т. п. От БПП шесть кандидатов, от НФ — три, от всех остальных — по одному. Я не думаю, что президент согласится, чтобы от БПП прошло пять, а не шесть кандидатов. Вероятнее всего, это будет рейтинговое голосование, где какая-то политическая сила проигрывает в зависимости от количества депутатов, которые будут голосовать. Это политическая игра, это договоренности. Политика — это игра компромиссов. Смогут ли его найти — не знаю, но на сегодняшний день мы не можем прийти к единству относительно состава ЦИК.
Две недели назад мы выбирали состав Счетной палаты благодаря тому, что была устойчивая позиция некоторых политических сил, чтобы выбрать настоящего руководителя органа, который должен проверять использование бюджетных средств. Три года в стране не было руководителя, а сейчас он появился. Будем наблюдать, какие будут последствия. Также был актуален заполитизированный вопрос избрания нового омбудсмена, но все же его решили. Вопрос ЦИК — работа нескольких недель. Я думаю, идут последние приготовления, переговоры, кулуарные договоренности, и к июлю мы будем иметь обновленный состав ЦИК. Это наша задача.