О полномочиях Общественного совета международных экспертов, возможных персональных санкциях против украинских политиков, особенностях голосования в Украине и условиях, при которых Порошенко может надеяться на второй срок, рассказал гость Politeka Online Юрий Бублик, народный депутат Украины, внефракционный.

Относительно Антикоррупционного суда

На повестке дня закон Украины об Антикоррупционном суде, написанный в формате, который нравится Администрации президента. К нему много нареканий и замечаний. Самый главный аспект — наши европейские партнеры будут иметь право вето на назначение тех или иных судей, у которых нехорошая репутация, которые не заслуживают такой высокой должности. Конечно, на это наша власть согласиться не может, поскольку Антикоррупционный суд может стать первым в Украине независимым судом. Такой суд действующей власти не нужен, она привыкла пользоваться телефонным правом, когда по телефону даются указания и распоряжения, а решения принимают не через суд, не путем состязательности, как указывает закон, а путем кумовства, в зависимости от высоты занимаемой должности.

Рано или поздно Украина должна из этого болота выбраться, потому что если не будет правосудия, на улицах мы будем встречать самосуд, а это очень нехорошая вещь. Люди при власти это осознают и захотят иметь справедливый суд, чтобы не было самосуда. Надеюсь, что наши парламентарии прислушаются, прежде всего правящая элита, к пожеланиям Венецианской комиссии и наших международных партнеров относительно позиций, которые они выражают.

Много нареканий в стенах парламента и за ними, что с принятием этого закона Украина потеряет субъектность, нами будут управлять извне. Это не совсем так, по моему убеждению. Сегодня нами и так управляют извне, но такое требование наши партнеры выдвигают потому, что они дают деньги, а украинской исполнительной ветви власти нужны финансы, нужно нормальное сотрудничество и взаимодействие с МВФ. Средства, я думаю, убедят власть принять правильное решение.

Относительно последствий принятия закона по проекту Банковой

Я думаю, компромисс между Банковой и нашими международными партнерами будет достигнут. Ситуация и без того не самая лучшая с рейтингами господина президента, с его характеристиками с Запада, поэтому надеяться на второй срок в случае принятия такой версии поправки ему вообще не стоит. Он должен найти общий язык с цивилизованным миром относительно правильных позиций этого закона. Самый весомый рычаг влияния — МВФ, то есть дешевые кредиты, без которых Украина, к сожалению, не может экономически жить. Объявить дефолт и не выплачивать пенсии, стипендии и зарплаты — это страшно.

Относительно возможных санкций против украинских политиков

Это уже крайняя мера, это такое нужно натворить нашей власти. Представители Московии — понятно. Они вторглись в наше государство, нарушили все нормы международного права. Я не думаю, что против украинских чиновников будут санкции, потому что от них пострадает Украина. А если Украина потеряет, то потеряет каждый гражданин нашего государства.

Были большие надежды на VIII созыв ВР, который избирался по результатам Революции Достоинства в 2014 году патриотично и возвышенно.

Надеялись преодолеть российскую агрессию, принять правильные законы, но этого не случилось. Хотя этот состав Рады значительно лучше предыдущего, где были коммунисты и регионалы. Я не думаю, что санкции будут извне, они будут изнутри — со стороны избирателей, которые придут на избирательные участки и не выберут во второй раз представителей тех политических сил, которые проигнорируют создание Антикоррупционного суда и других органов, усиление обороноспособности страны.

На сегодняшний день в парламенте коалиция отсутствует, ее фактически нет. Когда на повестку дня выносятся те или иные законопроекты, которые нужны Украине, они не находят поддержки у представителей других политических сил и внефракционных. Это государственные законопроекты. Когда есть правильный законопроект, мы его изучаем, исследуем, обращаем внимание на позицию экспертов по определенному вопросу и голосуем в унисон с коалицией, хотя к ней и не относимся. Закон об Антикоррупционном суде следует отнести к таким законопроектам, он наберет голоса от разных депутатов. Хотя сегодня позиция “Радикальной партии” такова, что они не будут голосовать, позиция “Оппозиционного блока” — такая же. Я надеюсь, что здравый смысл победит, закон будет принят.

Антикоррупционный суд будет таким, как хотят наши европейские партнеры, они убедят власть.

Виктор Чумак: В Верховной Раде не понимают процесса законотворчества

Относительно возможностей перезагрузить власть

Чем больше кандидатов, тем лучше. Как на местных выборах, так и на президентских. У людей больший выбор. К сожалению, у моих соотечественников слабое политическое образование. Украинцы голосуют чувствами, амбициями, эмоциями. Конечно, тот, кто подружится с большим количеством олигархических кланов, а соответственно, получит больший экономический ресурс в свою избирательную кампанию, будет иметь больше шансов на победу благодаря разной медийной рекламе. Они привлекут толковых политтехнологов, проведут качественную избирательную кампанию – но это не означает, что этот политик, став президентом, будет чем-то лучше своих предшественников.

Во времена информационных технологий из самого скверного политика и непорядочного человека можно сделать картинку мессии в телевизоре. Конечно, через некоторое время люди в нем разочаруются, это уже традиционно, но это разочарование может стать нашим президентом. А самого порядочного человека можно так очернить через СМИ, что он до конца жизни не отмоется.