Так всегда случается. Завышенные ожидания, тем более страшно разогретые жертвами и страданиями, неизбежно вызывают дичайшее разочарование. И глубокую ненависть. И желание тупо бить морду. Все это мы уже дважды переживали в своей новейшей истории. Сначала с Виктором Андреевичем. Теперь с Петром Алексеевичем. К сожалению. Подобное разочарование совсем не лечится технологиями. Никакими. Даже талантливыми. Технологии — это ведь всегда изысканный обман. Обещаем на сотню, делаем на десятку. Все понимают и принимают эту игру. И не ждут больше.
Вот, скажем, какие могли быть ожидания от президентства Януковича? В 2010 вообще было безразлично, что он говорит, обещает, делает.
Рутина. Ровным счетом никаких ожиданий. Делает/не делает. Да, его ненавидело полстраны. Просто потому что у нас всегда было дважды по полстраны — со своими идеологиями, героями, ценностями. И если бы Виктор Фёдорович был чуть поумнее, не сильно выпячивал своих «младореформаторов», не обжирал жадно чужой бизнес и периодически умело спускал бы пар, так и сидел бы себе до конца. Но вера в собственную богоизбранность всегда приводит к фаталу…
Но сегодня мы имеем именно глубочайшее разочарование. Ценностное. Ментальное. В этом уже нет ничего рационального. А значит, никакие доводы работать не будут. Сравнение, анализ, математические доказательства — за скобкой уже. Испепеляющая ненависть, которая заметна не только в картинках социологов, но и в ресторанно-кухонных разговорах. Потому что удар пришёлся по общественной вере и надежде.
Разумеется, на волне массового эмоционального подъема легко получить власть. Можно было даже не обещать кисельные берега или «конец войне за две недели».
Достаточно было просто повесить на центральных площадях гигантские портреты со скромной надписью от руки — «мы все сделаем иначе!» Общество, может, и не понимало, что такое «иначе», но интуитивно чувствовало только одно. Иначе — это более справедливо и более профессионально. И точно не жрущее в три рыла. И?..
Помеченные жлобствомЭмоциональное очарование так же быстро перерождается в ненависть. Не получили «здесь и сейчас». «Заплатили очень дорого, но ничего не получили». Разочарование тут же персонифицируется. Человек ведь не хочет принять и собственную вину за напрасные надежды. Ему нужен символ. Тем более, что штатные технологи научились идеально «добивать» общественность ленточками/дорожным пиаром/арбузной баржей. Мрачный мир иллюзий одних и ненависти прочих. Нет, какие-то точечные позитивы имеются. Но разве точечное заменит убийство глобальной надежды?..
Разочарование вполне конкретно. Работа? Выгоднее ехать отсюда. Здесь «зарабатывают» чиновники или уличные активисты, специализирующиеся на «патриотическом отжиме». Безопасность? В ежедневных сводках — стрельба, взрывы, избиения. Суды? Карьеры? Экономика? Медицина? Дороги, в конце концов?.. Что именно может излечить это самое разочарование?..
Михаил Подоляк, политтехнолог