Премьер назвал самой большой проблемой экономики Украины слишком высокий размер госдолга. На самом деле главная проблема не в этом.
Главная проблема – системная неэффективность крупнейших собственников Украины – первой десятки украинских олигархов. Они могут эффективно только добывать сырье и делать полуфабрикаты. В инновационной и высоко конкурентной экономике производства товаров/услуг с высокой добавленной стоимостью крупнейшие украинские собственники, т. е. полукриминальные авантюристы, ставшие олигархами, абсолютно неэффективны.
Но допустим, Стус неправ, а Гройсман прав. Допустим, что он премьер – ему видней. Тогда получается, что это логика в стиле Салтыкова-Щедрина – Гройсман премьер 2018 года обвиняет Гройсмана спикера 2014 года!
Откуда взялся этот размер внешней задолженности? Из-за бездарной ее реструктуризации, проведенной министром финансов Натальей Яресько в 2015 году. Я тогда везде где только можно акцентировал внимание на том, что эта реструктуризация выгодна не Украине, а исключительно ее западным кредиторам.
Но спикер Гройсман тогда думал иначе, и провел ее через Раду. Затем Яресько, с чувством выполненного долга, вернулась в Штаты, а Украина осталась со своими долгами, как с разбитым корытом.
Так, в 2015 году была упущена прекрасная возможность стране-жертве российской агрессии объявить дефолт в связи со всем очевидным форс-мажором.
А ведь это только цветочки, поскольку, по этому соглашению о реструктуризации, с 2019 года завершается льготный период, и платежи возрастают в разы. О чем сейчас премьер и льет крокодиловы слезы, обвиняя, по сути, себя же.
Рассмотрим ситуацию с точки зрения Запада. Не обладаю информацией, как Западу удалось бывшую и нынешнюю гражданку США, временно бывшую тогда гражданкой Украины, а заодно и министром финансов, заставить заключить реструктуризацию не в интересах Украины, но в среднесрочном плане эта комбинация мало поможет западным кредиторам Украины.
Четыре части языкаУкраину в любом случае ожидает дефолт. Даже гипотетически самое честное и профессиональное правительство не сможет выполнять после 2019 года заключенное Яресько соглашение. Т. е. дефолт был предопределен еще в 2015 году.
А сейчас, по моему скромному мнению, крокодиловы слезы премьера и его обвинения в адрес самого себя связаны с жесткой позицией Запада по отношению к имитации украинских реформ. И неизбежным развалом финансовой системы Украины без продолжения траншей МВФ. По ряду основных направлений власть своим действиями загнала себя в стратегический тупик, из которого выход один – отставка.
Владимир Стус, аналитик, прогнозист, консультант по стратегии