Близкий к Александру Ефремову бывший губернатор Луганской области Владимир Пристюк лоббирует назначение экс-регионалки Елены Сутягиной на должность директора департамента финансов. Примечательно что Елена Викторовна последние несколько лет плотно работала с предыдущим и.о. главы ОГА Сергеем Филем.
Как пишет портал телеканала новостей 24, квалифицированные кадры, как известно, решают в рабочем процессе практически всё. Воюющей пятый год и разорванной территориально Луганщине приходится в этом плане тяжелее всех в стране. Отток специалистов, начавшийся в 2014 году по ряду объективных причин, сегодня привел к угрожающему дефициту людей, способных хотя бы как-то удерживать и стабилизировать ситуацию в прифронтовой области.
Казалось бы, опыт работы на этой территории и знание общей специфики региона – плюс для претендента на одну из управленческих должностей в обладминистрации, но, как утверждал герой одного из анекдотов о Чапаеве и Петьке, «есть нюанс».
Буквально на днях сотрудники Луганской областной военно-гражданской администрации испытали букет неприятных чувств из тревоги, недоумения и непонимания происходящего. Причиной стало появление в стенах обладминистрации Елены Викторовны Сутягиной. Луганчанам личность гражданки Сутягиной известна хорошо, поскольку во времена расцвета регионалов в области Елена Викторовна была отнюдь не последним человеком в партийной иерархии и занимала влиятельную должность начальника КРУ.
По словам источника в Луганской обладминистрации, сейчас Сутягина претендует на должность заместителя главы ОГА Виталия Комарницкого или должность начальника Департамента финансов. Якобы ее документы отправлены на спецпроверку.
Чтобы понять, кто такая Елена Сутягина важно проследить ее трудовое досье.
До 2009 года жизнь Елены Викторовны была достаточно тривиальной. В далеких 90-х она работала экономистом на «Луганском энергозаводе». В начале 2000-х — главным бухгалтером ООО «Луганскхимизолит», главным ревизором-инспектором Государственной налоговой инспекции в Жовтневом районе Луганска, директором по финансам и экономике в ООО «ЛОТИС», замдиректора по экономике в Лугансктеплокоммунэнерго.
Карьерный взлет Сутягиной плотно связан с восхождением на политический олимп Луганской области ее шефа – Владимира Пристюка. С ноября 2009 года Сутягина заходит начальником управления экономического и финансового мониторинга в Исполнительный аппарат Луганского областного совета. Тогда Пристюк занимал должность первого заместителя главы облсовета (глава — регионал Валерий Голенко – ред.). В марте 2010 года Голенко назначают губернатором Луганщины. Поговаривают, что именно Пристюк тогда должен был стать главой ОГА, однако что-то пошло не так. Через месяц после своего назначения Голенко отправляет представление на назначение Сутягиной начальником КРУ в Луганской области. А в мае её уже представляют коллективу.
А через полгода, в ноябре 2010, Владимир Пристюк стал таки главой Луганской ОГА. Всю последующую деятельность Сутягиной на указанной должности луганчане именовали не иначе, как «представление сферы интересов Пристюка». В этом же году Сутягина была избрана депутатом Луганского областного совета по спискам Партии регионов.
На сайте регионалов до сих пор висит скандальное заявление членов президиума Луганского облсовета, датированное 14 января 2011 года об «удовлетворении решением суда о признании незаконным и отмене указа Президента Украины Виктора Ющенко №46/2010 от 20 января 2010 года о присвоении Степану Бандере звания «Герой Украины». Текст заявления в лучших традициях регионалов изобилует трешевыми клише об «идеологии нацизма Гитлера», памяти уничтоживших «коричневую чуму» дедах и непринятии национализма.
Тогда луганские регионалы умудрились обвинить в «политической провокации» глав Тернопольского, Ивано-Франковского и Львовского облсоветов, которые, по понятным причинам, исповедовали совсем другую риторику. Под заявлением стоит подпись председателя постоянной комиссии по вопросам экономического развития, бюджета и финансов Луганского облсовета – Елены Викторовны Сутягиной.
Работать в «интересах региона» (читай – карманов Пристюка), в качестве начальника КРУ и, после упразднения структуры, областной Госфининспекции Сутягина продолжила до 2014 года. С началом боевых действий на территории Луганска Сутягина не посчитала должным попытаться эвакуировать облуправление Госфининспекции, и, бросив сотрудников и всю документацию, выехала в Киев.
Следующие упоминания в СМИ о Сутяги ной появляются уже на Полтавщине. 29 января 2016 года ей не удалось пояснить журналистам «Громадського», кто она, и что делает в Полтавском облсовете. По факту же, Сутягина в должности так называемого «помощника-консультанта» главы облсовета Александра Беленького занималась тем, в чем поднаторела под крылом у Пристюка – «эффективно хозяйствовала» в финансовой сфере.
«Механизм хищения бюджетных средств тоже установлен депутатами бюджетной комиссии облсовета. Вкратце он выглядит так. С подачи руководства ОГА и по согласованию с руководством облсовета на сессии последнего выносились многочисленные «внесение изменений в региональные программы, утвержденные ранее, научно разработанные и действительно полезные для региона. В эти «изменения» закладывались расходы бюджета или финансирование объектов в интересах чьего-то частного бизнеса. Или предназначенные для грубого «распила» – как, например, так называемая «расчистка русел малых и средних рек области», на которую списывались бюджетные миллионы без какого-либо положительного для природы эффекта. А еще деньги «заганялись» на областные коммунальные предприятия, где руководство облсовета и ОГА расставил «своих людей». При этом эти сами коммунальные предприятия заганялись в убытки с возможным прицелом на их будущую приватизацию», – так описывали журналисты механизмы полтавских схем. Для луганчан, впрочем, в таком подходе к «хозяйствованию» нет ничего нового или странного.
Есть еще один важный факт: в Полтаве Сутягина не просто сталкивалась в коридорах облсовета с Сергеем Филем, но и сотрудничала с ним в ходе местных выборов в 2016 году. Тем самым Филем, который был исполняющим обязанности председателя Луганской обладминистрации с ноября 2018 по июль 2019 года.
«В аппарате областного совета создано так называемое «теневое управление», которое официально на работе не оформлено, но уверенно дает «сомнительные» указания сотрудникам аппарата и директорам коммунальных предприятий. Вместо разрушения коррупционных схем наблюдаем создание новых, на финансовые потоки которых поставлены «персоны» из других областей… Регионалка Елена Сутягина, которая работала «на общественных началах», имела свободный доступ к бюджету области, «вводила луганские стандарты» на Полтавщине», – вот так описывал ситуацию в Полтаве в феврале 2016 участник «Общественного майдана Полтавщины» Александр Лещенко.
В связи с этими фактами биографии Елены Сутягиной возникает вопрос: председатель Луганской ОГА Виталий Комарницкий и его непосредственный куратор Максим Ткаченко вообще в курсе, с кем они ведут беседы? Или, может, это осознанная политика новой власти?
Каким проблемам уделяет внимание эксперт в шоу-бизнесе и медийной сфере Ткаченко, если столь публичное лицо, как председатель ОГА, настаивает на «новых порядках», которые его медийность могут просто «похоронить», как рассказ об убийстве волчицы. Речь о новом требовании Комарницкого к ребятам из Нацгвардии, охраняющей вход в ОГА. Теперь военные обязаны отдавать Комарницкому честь. На каких основаниях – не понятно. Такого себе в ОГА еще не позволял никто из предыдущих руководителей. Так что вопрос об информированности и компетентности остается открытым.