Известный украинский поэт и общественный деятель Иван Драч умер на 82-м году жизни
Непревзойденный литератор и политический деятель, он навсегда останется в истории Украины.
«Я был как рабочий вол, рабочая пчела, я не был человеком, который бьет в барабан и кричит о себе», — так он говорил о себе в 2010 году.
«А за что же те миллионы людей погибли? А за что в каждом политическом лагере большинство заключенных была из украинских земель? Боролись за это десятилетиями, веками. И победили, наконец. Выпала нам такая судьба, что мы причастны создать эти главные вещи», — рассказывал поэт о том, как Украина обрела независимость.
О характере украинском: «Наш народ занимался земледелием, и в большинстве своем — это добрый народ. Когда его уже доводят до чада, то он становится гайдамаком, бандеровцем тому подобное. Но, в общем, его надо очень взбудоражить, чтобы он стал на такую роль. Еще виновата в этом и наша философия. Виноват Сковорода с его добротой. Поздний Шевченко звал к доброте. На протяжении веков наша интеллектуальная элита именно провинилась с этим добром, потому что слишком много уже добра в нашем рядовом характере».
О российской культуре: «Сейчас все должно иначе восприниматься. И я нормально отношусь ко всему. Российская культура никуда не денется. Тот, кто хочет быть образованным, должен ее воспринимать, но полноценно в мировом измерении».
О «русском мире»: «Русский мир» будет приходить всегда. Это линия российского империализма. Он может быть царским, коммунистическим, путинским, но всегда будет оставаться империализмом. Нам надо научиться жить рядом с этой страшной империалистической страной. Так, как евреи научились жить рядом с Палестиной. Нам некуда деваться. Выхода нет».
Один из самых известных творческих произведений Ивана Драча — это его поэма «Чернобыльская Мадонна», посвященная трагедии на Чернобыльской АЭС:
Хто ж там, сиву, посміє займати?
Сіль пізнання — це плід каяття…
Несе сива чорнобильська мати
Цю планету… Це хворе дитя!..
Поэт признавался, что в советские времена он написал цикл стихов «Дыхание атомной», где воспевал строительство атомных станций.
«Я никогда не задумывался над возможностью взрыва. И когда произошла авария, я воспринял это как свою вину за воспевание. Мой сын, будучи студентом, получил лучевую болезнь, работая на ЧАЭС. И поэтому эта боль, Чернобыльская боль, побудила меня к написанию поэмы «Чернобыльская мадонна», — рассказывал он.
А свою преданность поэзии Драч воспел в «Балладе о подсолнухе»:
Поезіє, сонце моє оранжеве!
Щомиті якийсь хлопчисько
Відкриває тебе для себе,
Щоб стати навіки соняшником.
А в завершение хочется оставить слова, которые сам Драч когда посвятил классику украинской литературы Тарасу Шевченко:
Поет став морем. Далеч степова,
І хмарочоси, й гори — ним залиті.
Бунтують хвилі-думи і слова,
І сонце генія стоїть над ним в зениті.