-Александр, давайте обсудим самое нашумевшее событие последней недели – лишение гражданства Михаила Саакашвили. Что это было?

-Хороший вопрос. Объективно и осмысленно на него не смогут ответить ни участники, которые находятся внутри процесса, ни сам Михаил Саакашвили, ни те, кто принимал решение о лишении его гражданства. Люди более-менее осведомленные пожимают плечами, крутят пальцами у виска, намекая на то, что решение было не очень продуманным. На самом деле, здесь сочетание неких объективных политических факторов с абсолютно личностными, эмоциональными отношениями участников этого процесса. Практически каждый наш президент проходит такую стадию, когда он начинает чувствовать себя самодержцем.

Опубликован скандальный указ о лишении Саакашвили гражданства (фото)

-Вы думаете, что без президента здесь не обошлось?

-Ну, естественно. Глава государства у нас единственное лицо, которое имеет право дать-забрать гражданство, но он не считает себя инструментом демократии, реализующим демократическую процедуру. Есть основания – он подписывает, нет оснований – он не подписывает. Эту процедуру мог выполнить и хороший компьютер. У нас каждый президент ощущает себя самодержцем: хочу, дарую жизнь, хочу – забираю.

-Но это же не сразу происходит…

-Петр Алексеевич оказался буквально отличником и спринтером на этом пути, поскольку до самодержца добежал быстрее всех. Причем самодержец подходит ко всем вопросам в государстве, в том числе и к этому, о котором мы говорим, предельно личностно. Вот, ему что-то нравится – он говорит да, ему что-то не нравится, он говорит – нет. Царь, над которым сверху никого нет. Господь записывается к нему на аудиенцию, и не всегда попадает. То есть, что хочу, то и ворочу. С точки зрения Порошенко, он подобрал Саакашвили где-то там на помойке. Ющенко так же в свое время рассказывал.

-Но подождите, как же на помойке, Саакашвили все-таки президент Грузии?

-Ну вот такое мнение. И он считает, что всех кого он подобрал, он осчастливил. Вот, Саакашвили подобрал на обочине политической жизни, дал ему возможность реабилитироваться, и потом вернуться в большую политику в Грузии.

План был такой, что он своему соученику, товарищу предоставляет площадку для реформаторства, попутно пользуясь его пиарными успехами: против Коломойского, против Корбана, против кого было нужно. Затем Саакашвили у себя в стране избирается, проходит со своей политсилой в парламент. В результате, эта партия в Грузии становится партией власти, он перебирается туда. Все счастливы, а Грузия – наш стратегический партнер навеки.

Сакварелидзе пояснил, кто поможет Саакашвили попасть в Украину

-Получается, даже сейчас у Саакашвили в Грузии есть какая-то стартовая площадка?

-Уже давно нет. История рассосалась, когда его партия потерпела, если не фиаско, то достаточно серьезное поражение.

-И что он теперь намерен делать?

-Он хочет реабилитироваться политически, но уже не в Грузии, а в Украине. Это абсолютно не устраивает Петра Алексеевича, поскольку он реабилитируется и действует на отрицании действий нынешней власти. Все это является больным местом для нынешней власти, и персонально для Порошенко. Он считает, что Михеил Николозович укусил руку дающую, поступил подло, предательски, нечестно – то есть он предал человека, который подобрал его с помойки или обочины, как уж хотите. И он чрезвычайно разгневан, более того, он считает, что для этого есть определенные основания — Саакашвили перешел некую грань политических приличий.

-А что такого сделал Саакашвили, что именно сейчас это произошло?

-У нас принято ругать должность, ругать действия или бездействие, но все стараются не переходить на личности, на семью, с акцентированием каких-то болезней, недостатков.

А вот у Саакашвили этого явно не получилось, и последней каплей, насколько я знаю, стала, так называемая песня «Шоколадна дупа», в которой просматривается, не жесткий политически, а просто неприличный политический выпад. Этого, с моей точки зрения, не стоило бы делать. Одно дело – вровень критиковать, а другое дело – использовать такие обидные слова…

И Порошенко обиделся. Вообще, он человек хитрый, умный, взвешенный, но иногда он начинает действовать предельно эмоционально, и только потом разбирается, кто и что натворил.

Деканоидзе объяснила, почему Саакашвили не любят на родине

-То есть эмоция может вести за собой решение?

-Да, это и произошло. Кроме того, каждый наш президент буквально через месяц, а этот президент через несколько часов после избрания, начинает думать о втором сроке. Заметьте, не о стране, а втором сроке.

-Нормальный политический ход…

-Ненормальный. На Западе никто о этом не думает до тех пор, пока не появились некие успехи, которые дают основания претендовать на второй срок, чтобы не завалить всю команду, которая идет за тобой. А у нас немедленно начинают думать, поскольку власть, самосохранение, приумножение накопленного является самоценностью. И когда в администрации президента думают о будущих выборах, они ж не глупые, они готовят себе поле политическое.

-Но это все политики делают, анализируют…

-Одно дело, когда мы выиграем в борьбе, и совсем другое, когда мы создадим ситуацию, чтобы у нас не было соперников. Мы расчистим поле, и выведем в противниках тех, кому проиграть невозможно. Ну, а если все-таки будем проигрывать, то мы их дернем за штанину и уберем с этого поля вообще. Такая политическая технология гарантирует, с их точки зрения, результат. «Народ, электорат – мы с вами, мы не участвуем в этих раскладах», — говорят они. На самом деле, это перегруппировка своих фигур на политической доске. Саакашвили – плохая фигура в этом смысле, слабо контролируемая.

-А он был перспективным кандидатом с точки зрения рейтинговости?

-Он не может быть кандидатом. Но как политик, который критикует власть, он достаточно рейтинговый, и он аккумулирует под себя силы, недовольные Петром Алексеевичем, канализирует их в некую политическую силу. Плюс у него еще контакты с американским политическим истеблишментом. Не случайно говорят о его давних дружеских и деловых контактах с Джорджем Соросом. Иными словами, есть неконтролируемый человек с ресурсом, который переходит дорогу президенту. То есть это поле надо подчистить, чтобы этой фигуры не было. Плюс, добавилась обида, и случилась история с лишением гражданства. Хотя произошла она совершенно не вовремя, и я убежден, с обратными результатами.

По следам Саакашвили: за что украинцев лишают гражданства

-Может, расчет был на то, что лето, люди в отпусках, не заметят?

-Если бы Саакашвили лишили гражданства, когда он находился в Украине, да еще и расследование начали по его действиям Одесской области, вот тогда это технично, я это понимаю. Его же оставляют в США, с возможностью свободно перемещаться по всему миру. И, буквально через полчаса, он начинает раздавать разоблачительные интервью, называя Порошенко всякими нехорошими словами.

-Так, а зачем надо было вообще давать гражданство?

-Наши правители, по традиции, еще пытаются руководствоваться некими законодательными нормами, которые запрещают, чтобы чиновник высокого уровня был не гражданином Украины. И, слава Богу, что они об этом еще помнят. Саакашвили же хотели назначить на какую-то заметную должность, он сам претендовал чуть ли не на премьер-министра. Но даже для губернатора необходимо гражданство, как атрибут захода человека на приличную должность. Можно было бы обойтись без гражданства, и обошлись бы без него. Кроме того, Саакашвили, как популист и пропагандист, хотел на каждом углу говорить: «Я, гражданин Украины, вот мой паспорт». Ему это было нужно, как некая определенная имиджевая позиция. И он хотел, и по законодательству надо было дать. Вот и дали.

-Рассчитывала ли команда президента всерьез на то, что это будет командный игрок?

-Надеялась. И первые шаги в этом направлении давали все основания предполагать, что какие-то рамки Саакашвили соблюдать будет. А вот, когда его справедливо убрали, он обиделся и забыл обо все этих договоренностях.

-Александр, а как вы считаете, Михаил Саакашвили сделал что-нибудь, как губернатор, в Одесской области или он сразу перешел к политическим действиям?

-Сделал, но в миллионы раз меньше, чем ожидалось, и в тысячу раз меньше, чем обещал. Главное, он попытался вернуть демократический дух: назначения районных глав администраций по конкурсу, молодая команда из симпатичных девушек, не очень профессиональных, но, по крайней мере, замечательно смотрящихся на телеэкране. Было и обозначение болевых точек области: таможня, строительство, дорогие билеты того же МАУ, одесский аэропорт. Но предполагалось-то значительно больше.

Саакашвили высмеял «дешевую видеоподделку» Авакова (видео)

— Одесский регион сложный…

— Там безумная контрабанда, которую я так называю по инерции, потому что это четко налаженный, масштабный международный бизнес. Все это работало, как часы, еще в период Леонида Даниловича Кучмы, а полностью было отшлифовано во времена Януковича. Когда корабль подходил к гавани, уже все всё знали: где, что, сколько, до минуты все было расписано. И вот эту машину Саакашвили взялся каким-то образом поломать и нацелить на государственные нужды. Да, ему памятник надо было бы поставить, если бы ему это действительно удалось.

Но по тому, как он лихо бросился выполнять эту задачу, профессионалам было понятно: нет, так мы немцев не погоним. Саакашвили — человек попсовой натуры, ему не хватало системной работы. Одними словами серьезные вопросы не решаются.

— Учитывая все события, что нас ждет осенью?

— Политические температуры будут расти. К пиар-критикам Порошенко (Ляшко) и реальным противникам (Тимошенко) добавился и чрезвычайно обиженный, яростный Саакашвили. Накапливается та критическая масса недовольных властью, которая способна подвигнуть на определенные шаги эту же власть.

Стало известно о роли Ахметова в истории с Саакашвили

Досрочные выборы возможны в том случае, если президент увидит, что это выгодно, что это позволяет ему победить. Еще одним стимулом может быть усиление внешнего давления на Порошенко, в том числе и со стороны Соединенных Штатов Америки. Там требуют, не просят, а уже требуют реальных шагов по борьбе с коррупцией, по наведению порядка. И один из политтехнологических приемов – перевести стрелки, запустить парламентские выборы. У нас же парламентская республика, как говорит наш хитрый и умный президент. Хотя полномочий у него безумно много. Запустить досрочные парламентские выборы, переключить внимание и внутри страны, и снаружи, и уйти в сторону. А там пока сформируется большинство, пятое-десятое, опять будет не до него. Такой вариант вполне возможен. Давление и критика президента нарастают, и осенью вполне могут приблизиться к критической точке.

— Александр, скажите, а когда реально могут быть объявлены выборы?

— Все к ним уже готовятся, по штабам идет работа с местными лидерами общественного мнения. Один из возможных сценариев, что где-то осенью объявить, а по весне провести.