Об эффективности протеста

Владимир Цыбулько
Хочу напомнить, что у нас на Востоке – агрессия России. В нашей ситуации любые протесты, которые выходят за пределы Конституции, очень напоминают восстание арсенальцев против украинского правительства в 1918 году.

Важно, чтобы протесты рациональные и с разумной целью не препятствовали обороне, стойкости государства. Это важный принцип, потому что когда интересы агрессора вдруг начинают совпадать с интересами митингующих, это немного странная ситуация. Можно сказать, даже недопустимая.

То, что протестующие ограничились несколькими лозунгами – изменение избирательного законодательства, снятие неприкосновенности и Антикоррупционный суд, – это сегмент внутриполитических разборок. Это противостояние одного крыла политического класса с другим. Это не очень затрагивает интересы простого человека.

О полезных государственных инструментах 

Антикоррупционный суд касается высшей лиги коррупционеров.

Назар Приходько об ультиматуме президенту, территории совести и руке Кремля

Что эффективнее: электронное правительство или антикоррупционный суд? Я считаю, что более эффективной является минимизация влияния физического лица, бюрократа, чиновника на процессы.

То есть электронное правительство, закупка через ProZorro, хотя и там появились элементы мошенничества.

Система ProZorro и электронное правительство охватывают сотни тысяч людей. Антикоррупционный блок, начиная с НАБУ, Специализированной антикоррупционной прокуратуры и Антикоррупционного суда, касается элитарной группы коррупционеров.


Вопрос контроля над государственными финансами, прозрачности их оборота и подотчетности – это значительно эффективнее, чем создание новых силовых структур.


О судах 

Прошло полтора года с момента реформы Верховного суда. За это время он еще не был сформирован.

Поверьте, до создания Антикоррупционного суда проще сделать палату, например, в рамках Уголовной палаты Верховного суда, которая занималась бы исключительно коррупционными вопросами. Поскольку на создание, качественный конкурс, отбор, консультации с общественностью нам нужно будет минимум 1,5-2 года.

За этот период можно от толстой коровы оставить скелет. Это благое намерение, но если не будет подпалаты в рамках Уголовной палаты, то хаос с доведением коррупционных дел до приговоров будет продолжаться.

О качестве парламента

Протесты под Радой очень мобилизуют депутатский корпус. Он начинает двигаться – начинает работать инстинкт самосохранения.

Роман Бочкала об угрозах НАБУ, Bentley Омеляна и агрессивных протестах

Восьмой созыв ВР является столь же революционным, как и первый созыв, который провозгласил независимость. Эту Раду можно критиковать, можно на нее давить, но без изменения избирательного законодательства другое качества депутатского корпуса мы не получим.

Существует следующий вопрос. Среди законопроектов, которые предлагаются, есть, например, система с региональными списками. Какие региональные списки, если у нас 7% территории оккупировано? У нас будет недоукомплектованная Верховная Рада. Нужно принимать такую пропорциональную систему, которая бы гарантировала полную комплектацию Рады.

Вопрос неприкосновенности – гиперболизированная проблема. На сегодняшний день она касается только 423 политиков – народных депутатов.


Хорошо подготовленная улица с правильными лозунгами очень стимулирует политический класс к активности. Иначе идет углубление во внутренние войны, которые государству ничего хорошего не дают.


Об истинных мотивах протестов

Главный мотив выхода на улицу теперь совсем не связан с изменением избирательного законодательства или депутатской неприкосновенностью. Настоящий мотив – начало стратегического планирования президентской кампании.

Ставки очень высокие. Поскольку исполнительная власть сосредоточена в руках премьера, и это значительно больше власти, чем в руках президента.

Главный мотив этих протестных акций – изучить электоральную почву на предмет вывода во второй тур какой-то тяжеловесной политической фигуры.

Тимошенко спит и видит себя во втором туре. Олег Ляшко начал атаковать Тимошенко. У них небольшой разрыв, и при миграции электората Тимошенко Ляшко может набрать неплохие голоса. Если ставка сделается на однородные регионы с «Батькивщиной» — Центральная, Западная Украина, сельский и местечковый электорат, который склонен мигрировать.

О втором туре, Коломойском и реванше 

Выход во второй тур предусматривает создание широкого фронта, а особенно — перегруппировку между первым и вторым туром. Обычно такая перегруппировка приносит победу второму антивластному кандидату. Поэтому и ведется такая игра.

Телетайп: боится ли президент антикоррупционного майдана?

За этим протестом просматривается тень Игоря Коломойского. Накануне протестов он встретился с господином Онищенко, который напрямую связан с «Батькивщиной» и Тимошенко в газовых махинациях. Можно сказать, что нынешний протест – это попытка создать более широкий фронт в пользу Тимошенко для выведения ее во второй тур.

У Коломойского есть интерес побороться за представительство своих людей в парламенте, за расстановку своих людей в исполнительной власти. При правильном раскладывании яиц в корзинки этого можно будет достичь. Кстати, он всегда так играл: сотрудничал с несколькими силами, кооптировал в списки своих людей, а потом эти люди, находясь в разных фракциях, были незадекларированной фракцией Коломойского.

Судя по экономическим потерям Коломойского, он попытается взять реванш. Его интерес в этом просматривается больше всего.

С другой стороны, есть также интерес «Оппоблока», остатков Партии регионов. У них неплохие региональные представительства. Как бы они ни мимикрировали под партию «Наш край» или что-то еще. Но стоит вопрос, появится ли в тех регионах запрос на определенный реванш. Потому что пока избиратель на канонических территориях регионалов несколько деморализован, дезориентирован и ищет новые образы.


Сейчас еще есть определенный период времени для того, чтобы началась большая поляризация, более активная перегруппировка сил. Настоящим поводом для этого будет завершение административной реформы.


Вот сформируются территориальные громады — и будет более четко видно, какое количество этих громад будет жестко поддерживать Петра Порошенко и власть. Потому что часть этих громад успешно развивается и боится, что придет кто-то, кто изменит правила игры.

Поэтому можно сказать, что завершение административной реформы и первое полугодие следующего года полностью изменят правила игры и для избирательной системы. Поскольку влияние и вес лидеров местных громад будут значительно выше, чем райадминистраций, полиции. Ведь было время, когда милиция на местах являлась самым эффективным политтехнологом.