О блокировании «Roshen»
Я не могу поддержать активистов и не покупать продукцию «Roshen», потому что я ее уже три года не покупаю. Как только Порошенко стал президентом, пообещал продать свой бизнес, разделить предпринимательство и политику, я должен был сделать свой вклад, чтобы ему было легче прощаться со своим бизнесом.
Голосовать товаром, гривной – это один из наиболее правильных инструментов гражданина. Просто мы еще не на том уровне гражданской сознательности, чтобы понимать: каждый раз, когда ты кому-то даешь свои деньги, ты думаешь, кто это и какими будут последствия. Люди об этом не думают. Получается такая интересная картинка: люди, которые ненавидят Порошенко, ходят в магазин к Порошенко.
У меня нет ненависти к Порошенко. Я не голосовал за него, я не поддерживаю пребывание олигархов в политике. Для меня было вполне понятно другое: с тех пор, как он начал влиять на государственную жизнь, в частности на мою судьбу как гражданина, я не могу иметь с ним никаких экономических операций. Я об этом не говорил публично.
То, что только сейчас начали блокировать продукцию, вызывает вопрос: вы, ребята, где три года были? Я к этому отношусь несколько скептически, но не осуждаю. Людям просто немного крышу снесло. Они все методы используют, до которых только додумываются. Но ведь не они виноваты – Порошенко сам провоцирует.
О разнице между Порошенко и Януковичем
Я считаю, что есть принципиальная разница между той ситуацией, которая была у Януковича, и той, которая сейчас у Порошенко.
Маркиян Лубкивский о непроверенных сенсациях, разочаровании в Украине и спорах с соседямиВо времена Януковича это был резкий разворот в сторону Кремля, и для всех было очевидно, что дальше он не остановится ни перед чем: будут разгонять студентов, уничтожать активистов, убивать людей, выйдут миллионы на улицу – ему будет безразлично.
Это было очевидно. Но по состоянию на сегодня ситуация совсем другая.
Власть пробует укрепиться, выстроить вертикаль, а общество движется в сторону европейского государства. И власть, как бы ни пыталась, не может это остановить.
Вред от сегодняшней власти не такой значительный, как был от той власти. Хотя она такая же коррупционная, неэффективная, сохраняет президентскую вертикаль, так же Порошенко, как и Янукович, мечтает о втором сроке, так же строит вокруг себя олигархический бизнес, как Янукович строил вокруг Курченко.
Все похоже, но условия совсем другие.
Об особенностях выборов в территориальные громады
Эти выборы прошли значительно лучше, чем все предыдущие выборы в объединенные территориальные громады. Они гораздо более организованные, понятнее было для всех субъектов, как эти выборы проходят, что происходит, куда и т. п.
Возвращение активов коррупционеров: Запад не хочет, Украина не можетВ этом году это уже вторая волна выборов в объединенные громады. Первые были в апреле – было 40 громад. Сейчас было впятеро больше. В декабре будет еще небольшая волна. В декабре прошлого года была также небольшая волна. У нас идут волна за волной, выборы за выборами, и на них все субъекты уже хорошо оценивают все нюансы. Это общая ситуация.
Плюс нормально сработала избирательная система, избирательная машина. В принципе, миллионы людей получили право выбора, право голоса, и не было такого, что где-то были заблокированы выборы, и у людей не было возможности голосовать. Поэтому в целом ситуация достаточно нормальная.
Но массовый подкуп в части громад, административный ресурс имел место. Фальсификация прямо в день голосования, фальсификация накануне с перепечаткой бюллетеней и подготовкой нужного результата. Административный ресурс внутри бюджетных учреждений, которые потом входят в избирательные комиссии и определенные списки некоторых партий. То есть такие изысканные схемы административного ресурса. Все это процветало на этих выборах.
Почему? Потому что появились определенные точки концентрации денег, имущества, земли. Получилось, что маленькие громады объединяются в более крупные и становятся очень сильно ресурсными. За них боролись.
Но самая главная причина, почему произошел такой баттл, нехарактерный для местных выборов, это то, что кандидаты в президенты восприняли эти выборы как репетицию президентских выборов, которые будут через полтора года, а определенные политики из Верховной Рады восприняли их как репетицию парламентских выборов.
Поэтому села, поселки, городки увидели невиданную активность политиков, которые приезжали на майданы, общались с людьми, которые не знали раньше, где эти населенные пункты находятся, а громады никогда не думали, что такие люди с экрана, из ток-шоу, с трибуны появятся у них на улицах. В определенных громадах была неестественная активность.
Олеся Яхно о параллельной реальности войны, терактах и политическом напряженииНо вместе с тем в определенных громадах все прошло очень тихо, спокойно, никаких нарушений, накала страстей, интриги, по 1-2 кандидата на место, достаточно прогнозируемый результат. И таких громад больше, чем первых.
Потому что из 201 громады больше половины – сельские, поселковые громады, которые лишены возможностей, маленькие, объединяются в большие ради надежды и цели стать состоятельными, стать на путь экономического развития, прекратить вымирание. Там очень мало кадрового потенциала. Там какая политическая сила получила лучших людей, такая наперед и понимала, каким будет результат.
А вот в городах и городках с населением от 15 тыс. произошли очень серьезные баттлы.
Кроме того, очень серьезная драка была в пригородах. Вся политика из города переносится в пригород, поэтому мы видим всевозможные нестандартные процессы.
Во многие громады пришла грязь, негатив. Но если посмотреть оптимистично, пришла конкуренция, туда пришло соревнование. Туда пришли украинские выборы, такие, как они есть.
О подсчетах
БПП считает членов БПП и беспартийных, которые туда вступят после выборов. Потому что люди скрывали, что они имеют отношение к президентской вертикали. Теперь, ради получения денег для громады, ради дружбы с администрацией, напишут заявления на вступление в БПП «Солидарность». Поэтому они считают по главам громад.
«Батькивщина» же считает по депутатскому корпусу. Она накрыла Украину своей сетью. Потому что у президента, у БПП сеть – это райадминистрации, а у «Батькивщины» — партийные организации. Поэтому эти партии не могут между собой выяснить, кто выиграл.