О качественном уровне принятого закона о трансплантации, ситуации вокруг нового состава ЦИК, вероятности победы президентской силы на предстоящих выборах и рычагах, которые она использует, рассказал гость Politeka Online Владислав Дзивидзинский, политический эксперт.
О выдающихся событиях на прошлой неделе
Если говорить о внутренней политике нашего государства, то, безусловно, пленарная неделя подняла много вопросов и дала возможность проанализировать, на что способна сейчас Верховная Рада и куда мы движемся. Она меня разочаровала, я предполагал более активные и важные вещи, которые будут подниматься в парламенте, потому что накануне летних каникул есть ключевые моменты, которые надо принять, например Конституционный суд и ЦИК. Но мы продвигаемся, можем видеть промежуточные итоги и оценивать общие тренды украинской политики.
У нас настолько общество и все сферы жизни заполитизированы, что когда делается что-либо, особенно основным законодательным органом государства, в пользу той или иной отрасли или людей — это положительное явление. Я рад, что ВР за эту неделю приняла поистине революционный для Украины закон о трансплантации органов. Любое направление, которое требует к себе внимания, это внимание получает регулярно, но оно вне закона.
Украинский закон либо ограничивает трансплантацию, что было раньше, либо ее прямо запрещает. Однако эти процессы у нас происходили. Это приводит к сложным внутренним процессам, когда умирают люди из-за отсутствия органов или врачи решаются на нарушение закона, чтобы спасти кому-то жизнь либо заработать на этом деньги. Когда Верховная Рада берет на себя обязательства и переводит общественно-технический вопрос в законодательную плоскость, обозначает границы — это то, ради чего в принципе этот орган и существует.
Я положительно и высоко оцениваю этот закон, он своевременный, конструктивный, прогрессивный, во время его написания использовали лучшие законодательные акты и примеры из других стран. Если действительно будут работать те механизмы-предохранители, которые там заложены, и мы будем в законодательном пространстве двигаться относительно ограничений и рисков, которые могут возникнуть, то он принесет огромную пользу в этом направлении.
О неизбрании нового состава ЦИК
Процесс действительно сложный. Нынешняя власть очень сильно заигралась в подбор и укрепление инструментов влияния на ситуацию в стране. На самом деле по Конституции президент является более слабой фигурой, чем сейчас. Попытки контролировать те или иные отрасли присущи любой власти, но у нас происходит нарушение этого баланса. На сегодняшний день премьер-министр, который в парламентско-президентской республике должен играть первую роль, ее не играет.
Центральная избирательная комиссия — не более чем инструмент контроля за процессом выборов. У нас 2019 год является выборным. Во время этих выборов с высокой вероятностью может измениться власть в стране. Но это не так, как в цивилизованных странах, где верховенство закона гарантирует всем участникам политического процесса защиту.
У нас это может привести к изменению олигархической карты, то есть изменению правил игры для крупного бизнеса.
Это может за собой повлечь политические преследования для проигравшей стороны. Ставки настолько высоки, что ни одна из сторон не может себе позволить — особенно та, которая это контролирует, то есть президентская политическая сила — не воспользоваться этим инструментом. Если учитывать антирейтинг действующего президента и небольшие рейтинги его поддержки, вероятность того, что он может проиграть выборы, чрезвычайно высока.
Если смотреть на совокупность рейтингов, которые мы увидели за последние пять месяцев, мы понимаем, что идеологический, политический оппонент в виде Юлии Тимошенко является реальной угрозой не только для потери поста президента, но и для всего его окружения во всех сферах, прежде всего в бизнесовых. Это означает, что сейчас ЦИК — инструмент влияния.
О контроле со стороны президента
Сегодня мы слышали заявления А. Герасимова, что они уже готовы голосовать за ЦИК, но лидеры некоторых фракций задерживают этот процесс. Он не понимает причины, а я понимаю. Они хотят иметь своих представителей. Для легитимации этого органа в государстве, чтобы его признали в обществе и признавались результаты его работы, чтобы мы не видели новых майданов, необходимы представители разных точек зрения, прежде всего парламентских фракций. Напомню, что должно быть избрано 13 членов ЦИК, а ныне 14 кандидатов.
Согласно с риторикой Юлии Тимошенко, которая очень часто и активно выступает на центральных телеканалах, есть определенный риск того, что именно кандидат от БЮТ не попадет в состав ЦИК. Если там не будет представителей от БЮТ и “Оппоблока’, то говорить о легитимности этого органа не приходится. Большинство представителей аффилированны или БПП, или НФ, или непосредственно президентом.
Это четкий сигнал о желании прямо или косвенно контролировать состав ЦИК и результаты ее деятельности.
Это не способствует развитию демократии, верховенства права. Говорить о каких-то реформах, если не представлены все политические силы в ключевом органе, не приходится. Единственное, что меня действительно радует — у нас еще есть время, в отличие от ситуации с Конституционным судом. Активная деятельность начинается за три месяца до начала выборов, а подготовка — за полгода. Поэтому в сентябре еще можно будет рассмотреть вопрос ЦИК.
О возможности остаться без ЦИК вообще
У нас состоялось шесть этапов выборов в ОТГ. Результаты этих выборов вряд ли устраивают президентскую силу, потому что они кичатся тем, что руководители тех или иных уровней власти в ОТГ являются преимущественно представителями БПП, но лидер оппозиции говорит о том, что если речь идет о процентном составе советов, то все шесть волн выборов продемонстрировали, что первое место по спискам занимает Блок Юлии Тимошенко. Это некая тенденция, она пугает президента.
Андрей Вадатурский: уровень недоверия общества к власти пугаетЕсли один из технологических ходов, которые разрабатываются на Банковой, имеет целью остановить дальнейшее проведение других этапов выборов в ОТГ, где наверняка продолжится этот тренд – могут побеждать представители БЮТ, — то это, пожалуй, действенная технология. Если мы говорим о том, что состав ЦИК может перенести дату проведения президентских выборов, то, поверьте, у президента гораздо больше возможностей законным путем отменить или перенести дату проведения президентских выборов.
Недовольство общества от неспособности Рады принять новый состав будет настолько большим, что принесет больше негатива. У нас уже два года нелегитимная ЦИК, которая провела легитимные выборы, результаты которых признало общество. Поэтому это не столь большая проблема, а скорее шантаж от представителей коалиции, чтобы приняли в удобный момент это решение в удобной редакции.