О коррупционном союзе в Верховной Раде, молодой команде «Нафтогаза» и почему митинги против повышения тарифов провалились, рассказал гость Politeka Online народный депутат фракции «Батькивщина», общественный деятель и экономист Игорь Луценко.
— Вы прошли в парламент по спискам «Батькивщины», будучи в них третьим, кстати, очень хорошее число, и сейчас является членом этой фракции. Но почему вы беспартийный, почему не вступаете в ряды «Батькивщины»?
— Во-первых, партийная работа – это не парламентская работа. Слава Богу, мне парламентской работы более чем хватает, поэтому брать на себя еще какие-то неестественные для депутата функции – немножко слишком.
— Есть еще дополнительные сложные функции?
— Член партии, особенно столь ответственный, который является членом парламента, должен принимать активное участие в партийной работе. Я участвую только в части выборов, то есть представляю партию в различных органах, когда идет избирательный процесс. Поскольку у меня есть полномочия быть там, где, возможно, кто-то может не быть.
Юлия Марушевская о власти коррупционеров и безумном кризисе — видео— Назовите три основных качества Юлии Владимировны Тимошенко, которыми она отличается от лидеров других парламентских сил.
— Во-первых, это безбашенность. Серьезно, это человек, которого посадил в тюрьму Янукович, а таких немного было среди украинских политиков. Нынешняя правящая коалиция была тогда оппозицией, говоря откровенно, карманной. А Тимошенко никогда не была карманной ни у кого. Это стоит уважать.
Второе – колоссальный опыт. Я не помню, когда точно Юлия Владимировна пришла в политику, но это точно глубокие девяностые. Видеть развитие нашей страны, нашего общества – это очень много для политика. Поэтому, наверное, она сейчас так много выигрывает именно в политической борьбе, потому что понимает эту страну, в отличие от многих ее конкурентов.
Третье – это гибкость. Я не знаю, как там в других фракциях, точно знаю, что в «Народном фронте» тоталитаризм, правильная мысль и другие мнения. А у нас все же плюрализм, ссоры внутри фракции в хорошем смысле этого слова, горячие споры, кричат все, но потом выходим на общую позицию.
— То есть Юлия Владимировна прислушивается к нардепам?
— Да. А не так, как у Ляшко, «Я сказал, будет так!». У нас постоянный диалог, учтены мнения каждого.
— Говорят, что у Ляшко самая дисциплинированная фракция в Верховной Раде.
— Кроме нескольких предателей, которых они таким назвали…
— Каково ваше личное отношение к Надежде Савченко?
— Прежде всего, сочувственное. Потому что она претерпела немало чего. А теперь попала в грязный мир политики. Я ей не завидую.
— Есть мнение, что «Батькивщина» использовала Надежду под номером 1, чтобы партия прошла в ВР. Но по возвращении ее из России она не нашла общий язык с Тимошенко. Почему?
— Она, кажется, по своему характеру вообще не склонна кого-то слушать. Пожалуй, среди прочего, она изначально видела себя номером один. Представляет, что ее идеи достаточны для того, чтобы быть основой какой-либо политической силы. Которую, собственно, начала строить.
На самом деле, я с ней только несколько раз встречался на формальных заседаниях фракции.
Александр Опанасенко об энергетической монополии и гибридной ситуации (видео)— Но в «Батькивщине» уже есть женщина – номер один, Юлия Владимировна. Возможно, это женская конкуренция?
— Нет, конкуренции не было. В партии достаточно женщин. Дело совсем в ином. Пожалуй, это другое видение в комплексе с чертами характера.
— Власть пиарится на том, что в Европарламенте наконец-то проголосовали за безвизовый режим с Украиной. Мы же понимаем, что это решение лишает украинцев визитов в посольства. Однако внутри страны ничего не меняется. Что с этим делать?
— Побуду в этом вопросе немного оппонентом вам. На самом деле это очень важный шаг. Достоинство как раз и состоит из таких вещей – не ходить в посольство, если хочешь на месяц поехать в Европу. Возможно, наконец-то нас начнут уважать в Европе.
— А, возможно, и не станут.
— Потому что еще нет безвиза в действии. Как только все формальные процедуры завершат, тогда посмотрим. Безусловно, это увидим и тогда, как, собственно, почувствуем, как работает безвизовый режим. Ведь есть и процесс приостановки безвиза и тому подобное.
— А Совет ЕС может это завернуть?
— Надеюсь, наша власть не начнет как-то безобразничать. Поэтому все должно происходить дальше так, как идет.
Все это очень важный шаг. У нас есть российская агрессия «русского мира». И это очень мощное оружие в обороне от России. Что Европа реально может что-то дать украинцам. То есть быть украинцем – выгодно.
— Что может нам дать Европа?
— Она должна, прежде всего, нам давать пример для отношения к праву. В частности, наличие коррупции является проблемой того, что наши законы не работают. Есть уйма хороших законов. Но нет ни тех, кто принуждает к их исполнению, ни, собственно, тех, кто хочет их соблюдать. Концепт прав человека, концепт святости, концепт доминанты права против силы – это цивилизованный мир. Остальные материальные благосостояния идут прицепом. Украина не может быть успешной, если люди не защищены.
— Верите в то, что украинцы уже могут летом планировать отпуск в Европу?
— Есть очень неплохие на это шансы. Если есть политическая воля европейцев – нет оснований сомневаться.
— Может еще что-то дополнительно сделать президент, МИД?
— Президент может помочь отправить в тюрьму какого-то своего друга. Это точно улучшит имидж Украины в глазах Европы. Однако сомневаюсь, что это произойдет.
Почему абонплата за газ ударит по бедным украинцам— Каково ваше отношение к введению абонплаты за газ для населения?
— Склонен трактовать это не как абонплату, а как новый налог. Ты являешься потребителем газа – мы тебя будем доить. Это идеология нынешнего государства. Без объяснений, почему те или иные платежи взимают с украинцев. Это настоящее налогообложение, а не введение тарифов. Тарифы – это когда мы понимаем их составляющие: кто и сколько от нас получает. Это оброк с украинцев на газовую тему.
Здесь необходимо применять рыночный подход. Если не имеем свободного рынка, то независимый регулятор пусть объяснит всему обществу, почему именно такой тариф введен.
— Кто именно заинтересован в этом?
— Люди, владеющие розничными сетями, на которых могут воровать колоссальные объемы газа. Это даже подтверждает молодая команда «Нафтогаза». Начали говорить о том, о чем раньше молчали.
— Когда вы шли на выборы, вы обещали выводить граждан на митинги против повышения тарифов. Почему этого не произошло?
— Выводили. Осенью в этом году – план «шатун». Это все оно…
— Владимир Гройсман на днях заявил: «Правительство Украины сделает перерасчет пенсий для украинских граждан достаточно существенный, и мы сможем с 1 октября этого года повысить пенсию в Украине». Что это за загадочные шаги?
— Только сам Гройсман знает, что это за загадочные шаги. Нам было интересно получить расчеты, когда он объявлял минимальную зарплату в 3200 грн. Получили только это постфактум. Так же будет, думаю, и с пенсионной системой. Единственное, что не представляю, как здесь Гройсман будет «играться» с цифрами, как это было с минималкой. Где он найдет все эти ресурсы, чтобы номинально показать, что пенсия увеличилась.
Вопрос совсем в ином. Украине необходимо переосмысливать систему своего пенсионного обеспечения. Ведь все заводы, находящиеся в собственности Ахметова, Фирташа и других, создавались руками именно этих пенсионеров. Надо ставить вопрос – не работающие люди должны содержать пенсионеров, а европейская модель безусловного дохода. Мы должны облагать сборами тех, кто добывает недра, эксплуатирует стратегические ресурсы, чтобы удерживать населения, которые эти ресурсы, собственно, и создало.
— А в короткий срок изменить пенсионное обеспечение?
— Очень сомневаюсь, зная радикальную консервативность некоторых профессионалов и правительства. Они даже боятся прекратить финансировать сепаратистов, получающих под видом ветеранов средства из бюджета.
— Новый законопроект Трудового кодекса, в частности, предоставляет широкую единоличную власть работодателям на принятие нормативных актов, что противоречит Конституции, запрещает любую дискриминацию, нарушает права всех женщин. Каково ваше мнение?
— Трудовой кодекс – это долгоиграющая история. Не думаю, что, например, вдруг придет Гройсман и поставит точку здесь. Еще не одно из следующих правительств будет с этим разбираться. Основная вещь – это решение споров между работодателями и наемными работниками.
— Как вы оцениваете отношения между США и Россией в свете последних авиаударов по базам правительственных сил?
— Я не эксперт по международной политике. Мне кажется, что я понимаю, как развиваются войны. Это та вещь, которую украинцам стоит приветствовать. Потому что мы не заинтересованы в том, чтобы война между США и Россией проходила в виде торговли, в частности торгов по Украине. Наконец-то прекратили выражать обеспокоенность, а показали решительные действия.
Даже в ситуации с Сирией есть определенные факторы, заставляющие воевать западные страны. Которые не только, связанные с нефтью. Поэтому я считаю это положительным прецедентом.
БПП на низком избирательном старте— Парламент VIII созыва доживет до конца, либо все же состоятся внеочередные парламентские выборы? Потому что такое впечатление, что «Батькивщина» готовится к этому и несколько расшатывает ситуацию.
— Ситуация уже расшатана и без нас. Дело в том, что парламент искусственно удерживает этот неестественный союз Порошенко и «Народного фронта», которых на самом деле объединяет коррупция. Они друг друга покрывают. Аваков покрывает схемы Порошенко на Востоке. Зато Порошенко удерживает Авакова от преследований Генпрокуратуры.
Если этот уголовный союз разрушить, у страны есть шансы очиститься. «Батькивщина» математически не может никого расшатать, имея 20 мест. Наше голосование не всегда влияет на результат.
— «Оппоблок» также заинтересован в досрочных парламентских выборах.
— Это несколько преувеличенное представление. У них раскол. «Оппоблок» не имеет радикального роста в рейтинге. Плюс 10-20 депутатов для них ничего не решит.
— То есть досрочных выборов не будет?
— Все идет к тому, что у нас будет еще долго этот парламент. Остановить его сможет, возможно, какая-то заварушка. Вспомним, на блокаде Донбасса мы ходили по лезвию бритвы. Порошенко понял, что нужно дать заднюю в ситуации. Так же пытаются сейчас маневрировать тарифам. Если людям не давать поводов бунтовать – парламент будет работать еще долгое время.