В церковных кругах разгорелись нешуточные страсти по поводу Устава Православной Церкви в Украине (ПЦвУ), который 29 ноября был одобрен Синодом Вселенского Патриархата
Об этом сообщает «За право«.
Существенно расходятся взгляды Константинопольского и Киевского Патриархатов и относительно формата Объединительного Собора, который обещают провести уже 15 ноября. Советник Президента Ростислав Павленко заверил, что на Фанаре разработали лишь «предложения» к Уставу, а окончательные решения после свободного обсуждения на Соборе будут принимать сами украинские иерархи. В каких же пределах наши иерархи смогут варьировать учредительный документ единой церкви, подготовленный по греческим лекалам? Смогут ли они подогнать его под масштабы Поместной украинской церкви?
Чтобы обсудить все спорные вопросы и выйти на Объединительный Собор с согласованной позицией, Синод УПЦ КП уже созвал на 13 число Архиерейский Собор. Кроме того, в Киевском Патриархате уже подготовили свой проект и считают, что он лучше отвечает условиям церковной жизни в Украине: документ содержит 58 страниц – это в пять с лишним раз больше, чем в проекте греков, и свидетельствует о большей глубине проработки.
Какой бы устав ни был принят на Объединительном Соборе, как только наша Церковь станет автокефальной, она сможет на следующем Соборе отменить действующий Устав и принять новый.
Сложность в том, что, как подчеркнул Росислав Павленко, «Томос про автокефалию должен быть вмонтирован в Устав», т.е. Устав должен отражать нормы, зафиксированные Томосом. Документ, по некоторым сведениям написанный именитым греческим профессором богословия Власиосом Фидасом еще в мае и дорабатывавшийся несколько месяцев, подписали 29 ноября – одновременно с проектом Устава ПЦвУ. Однако текст Томоса держат в строжайшем секрете.
Между тем, Томос Вселенского Патриарха Украинская церковь изменить будет не в силах. Да и самому Фанару для этого придется представить вопрос на рассмотрение Синода, а это может случиться не раньше следующего года.
Осведомленный источник утверждает, что ознакомился с текстом Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине, и отмечает, что на Фанаре подошли к процессу творчески и провели достаточно большую работу.
Вопреки заявлениям Ростислава Павленко о том, что «текст Томоса достаточно стандартный, в интернете можно найти аналоги», документ получился не похожим ни на один из прежних Томосов об автокефалии и содержит много нового.
Среди этих канонических новелл эксперт, знакомый с текстом подписанного на Фанаре документа, отметил следующее.
- Священный Синод Православной Церкви в Украине признает в качестве главы и власти (γινωσκει ως κεφαλην και αρχην) Апостольский Престол Константинополя и несёт ответственность за всякое нарушение (υπεχουσα ευθυνας δια πασιν παραβασιν) не только перед Священным Синодом Вселенского Патриархата, но и перед «Великим собором», который в любой момент может созвать Вселенский Патриарх.
- Митрополит Киевский и всея Украины обязан обращаться ко Вселенскому Патриарху по всем вопросам общего церковного, догматического и канонического свойства.
- Экзархи и ставропигии останутся в Украине навсегда. Более того, за Вселенским престолом закрепляется «неотъемлемое право» учреждать новые ставропигии «везде» (οπως πηγνυει τοιαυτα πανταχου).
- Особо оговорена обязанность митрополита Киевского получать миро от Вселенской Церкви – во свидетельство не только «духовного единения и тёплых чувств» к Церкви-Матери, но и как символ её «канонической власти над православными» (ως κανονικης των Ορθοδοξων αρχης).
- Новая Церковь не будет иметь права окормлять украинскую диаспору. Её каноническая юрисдикция жёстко определена границами Украинского государства, и она не может назначать епископов или освящать храмы вне границ страны, «… чтобы ей не выйти вопреки канонам за свои пределы» (ινα μη αυτη αντικανονικως υπεροριος γινεται).
- Любой епископ, священник или даже дьякон Православной Церкви в Украине имеет право обратиться с апелляцией ко Вселенскому Патриарху. И его решение по делу обжалованию не подлежит.
- Митрополит Киевский обязан поминать Вселенского Патриарха. Напомним, что для Вселенской Церкви «поминовение – знак повиновения». На этом основании, например, было отменено разрешение на хиротонию митрополитов Киевских, временно выданное Патриарху Московскому в 1686 году. Таким образом, отказ от поминовения Константинопольского Патриарха может стать причиной для пересмотра статуса Поместной украинской церкви и возвращения её в состав Вселенского Патриархата.
- Глава Церкви получает титул «Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины», и ему прямо запрещено как-либо изменять или дополнять этот титул. Например, в него нельзя включить имена знаменитых монастырей, как это принято в некоторых из Церквей, а также – в современном титуле Киевского Патриарха.
- Изменить устройство Священного Синода, прописанное в константинопольском проекте Устава (выборный состав членов, меняющихся в течение года) будет невозможно. Положение о выборном составе членов, которые меняются в течение года, прописано в Томосе.
- Впервые в истории в Томосе об автокефалии четко указывается новому главе автокефальной церкви, куда он должен совершить свой первый официальный визит в новом качестве – т.н. «мирное путешествие». Конечно же, в Константинополь.
- Митрополиту Киевскому запрещено вносить какие-то изменения в диптих (очерёдность служения) православных церквей. Украинская церковь обязана принять диптих Константинопольского Патриархата. До сих пор этого никогда не прописывалось в Томосах, и поэтому сейчас в различных Церквах диптихи отличаются.
- Отказ Московского Патриарха приехать на Святой и Великий Всеправославный Собор видимо был учтён Патриархом Варфоломеем. Впервые в Томосе об автокефалии на предстоятеля поместной церкви накладывается обязанность являться на все Межправославные совещания, которые созывает Вселенский Патриарх.
- Нечего и говорить, что место митрополита Киевского в диптихе – самое последнее, после митрополита Чешского и Словацкого, согласно времени получению автокефалии.
Как бы ни были унизительны для украинского православия эти нововведения, их соблюдение – необходимое условие для дарования автокефалии. Это четко оговаривается в Томосе: «На этих условиях наша Святая, Великая Церковь Христова благословляет и провозглашает Православную Церковь в Украине автокефальной». Нарушение любого из этих условий даст право Константинополю пересмотреть Томос или отозвать его. О том, что Вселенского Патриарх вправе пересматривать выданные им Томосы, говорят его официальные представители.
В церковных кругах отмечают, что подписанный патриархом Варфоломеем Томос – постыдный и печальный итог некомпетентной работы помощников Президента и лично Ростислава Павленко, неоднократно посещавшего Фанар и якобы работавшего над всеми текстами совместно с сотрудниками Патриархии.
Банковая не защитила интересы украинской церкви, а наоборот подводит её под такие ограничения, которых нет ни у автокефальной церкви в мире. Тем не менее, из уст представителей Администрации Президента и Кабмина, звучат победно-успокоительные заявления, притом противоречащие друг другу. К счастью, украинцы знают им цену. И к сожалению, смирились с тем, что заявления политиков имеют мало общего с действительностью.