Хочу начать с резонансной темы — это лишение гражданства Михеила Саакашвили. Каково ваше видение этой ситуации?

— Никто этого не ожидал, тем более в такой форме. Я считаю, что это банальная политическая расправа, продиктованная страхом лично Петра Алексеевича Порошенко перед тем, что Михеил начал приглашать в совместные штабы молодежные оппозиционные патриотические демократические партии. Ведь буквально за неделю до лишения гражданства Саакашвили об этом в Фейсбуке объявил: «Я приглашаю всех присоединяться«. И они начали участвовать. Сначала это был Валентин Наливайченко с партией «Справедливость», затем присоединился Виктор Чумак с гражданским движением «Волна». Затем присоединилась совсем молодая и еще, видимо, не зарегистрированная партия «Альтернатива». Параллельно с этим и УНА-УНСО приобщаются к процессам.

Светлана Чунихина о детских обидах Путина и психологии в политике

— То есть, вы считаете, что Порошенко испугался?

— Безусловно. Ведь сейчас вся оппозиция, и демократическая, и не очень — фактически карманная. Возьмем, к примеру, того же Рабиновича и его «За жизнь». Это же реальный проект Банковой, направленный на то, чтобы оттянуть голоса у Оппоблока, который и так запуган, и стремительно маргинализируется. Но, на всякий случай, Рабиновича сейчас подкармливают, чтобы перед выборами, будут ли они досрочные или срочные, напихать в это образование своих людей и иметь некую подконтрольную оппозицию.

Те партии, которые начали примыкать к Саакашвили, настроены крайне оппозиционно к самому Порошенко. Мы можем вспомнить каждого. Например, Валентин Наливайченко стал первым, кого Порошенко уволил. Как председатель Службы безопасности, он не хотел быть подконтрольным президенту. И не хотел ночных кураторов в лице Кононенко и Грановского, которые сейчас к Грицаку ездят каждую неделю на Владимирскую. Чумак — так же, тоже был в БПП.

— То есть, Порошенко испугался новых политических движений? Но в Генпрокуратуре отмечают, что причиной лишения Саакашвили гражданства стала его миграционная анкета, в которой он не указал уголовные производства, инкриминируемые ему в Грузии. А сам Саакашвили говорит, что эта анкета поддельная, и на ней не его подпись. Но где же тогда его настоящая анкета, и указал ли он в ней эти уголовные производства?

— Видите, получается, выложенная Арьевым анкета действительно поддельная. Народный депутат, разглашающий поддельные данные о другом человеке, должен сложить полномочия.

— Поддельная анкета или нет, выяснят после экспертизы. Мы с вами можем только представлять.

— Вы знаете, что доказать, настоящий ли почерк практически невозможно. Но здесь даже хватит сравнения подписей, чтобы понять, что она не принадлежит Саакашвили.

— Насколько действительно власть могла пойти на такой шаг? То есть, уже настолько все серьезно, что могли подделать все это? Это же уголовное преступление.

— А мы за три года разве не поняли, что власть пойдет на все, чтобы удержаться на тех позициях, на которых она есть?

А каким образом сейчас Саакашвили может доказать свою невиновность? Вы верите, что в настоящий анкете указаны эти уголовные производства?

— Да. И верю, что есть настоящая анкета.

Телетайп: арбузный ренессанс или пропавшее гражданство

Почему до сих пор Саакашвили ее не показывал?

— Ну потому что это не очень логично: из-за океана размахивать анкетой. Тем более, что настоящая анкета, которую подписывал Саакашвили, я так понимаю, в Государственной миграционной службе. Возможно, у него есть копия, но всему свое время. Думаю, он вернется в Украину, может даже с американским гражданством. Это будет колоссальным репутационным ударом по Порошенко, и очередным лишним доказательством того, что администрация Трампа не рассматривает Порошенко на второй срок в качестве президента Украины. Мы все это увидим, осень близко.

Но при чем здесь администрация Трампа к нашим внутренним ситуациям в Украине? Мы будем советоваться с Америкой, кто у нас будет следующим президентом?

— Нет. Соединенные Штаты Америки являются нашим гарантом безопасности по Будапештскому меморандуму, который Россия нарушила.

— Не только США.

— И Великобритания. Россия нарушила его, а США придерживаются. И с приходом Трампа делают это более агрессивно. Поддерживают нас в борьбе.

Итак, к чему здесь администрация Трампа и Порошенко. Все мы знаем, как Порошенко и его дипломатический корпус, подконтрольный непосредственно ему по Конституции, яро поддерживали кандидата от демократов на президентских выборах в США. То есть Хиллари Клинтон. Все мы знаем, как Чалый писал письма на имя Порошенко из Вашингтона, что уже на сто процентов Клинтон — президент. Мы знаем, что представитель Белого дома Сара Сандерс обнародовала данные о том, что наше украинское посольство в Вашингтоне собирало данные на кандидатов от Республиканской партии на праймериз, и последующих президентских выборах. Получается, что наша нынешняя президентская администрация, плюс дипломатический корпус, работали на демократов. Трамп — человек очень злопамятный, поэтому я не исключаю, что Соединенные Штаты будут поддерживать, а они не Россия, чтобы вмешиваться, вслух или за глаза, явно не Петра Алексеевича. К тому же, Михеил Саакашвили является давним другом Дональда Трампа. Недавно он опубликовал у себя на странице много снимков, где он с бывшим генсеком НАТО Андреасом фон Расмунсеном, и с Трампом. И написал: Петр Алексеевич, ты меня выгнал в США и пытался меня этим изолировать? И смайлик поставил.

— Кстати, сам господин Саакашвили заявлял в США, уже после того, как его лишили гражданства, что Украина действительно имела влияние на выборы в США. Но разве это плюс для Украины? Артур Герасимов, глава фракциии БПП, заявил, что Саакашвили мог этим помешать ввести новые санкции против России. То есть, для имиджа Украины это не очень хорошо, если Саакашвили заявляет об этом на весь мир.

— Давайте так: в пакете санкций, которые второго августа были подписаны Дональдом Трампом, фигурирует не только Российская Федерация, а также Иран и Северная Корея. Это — пакетные санкции. Это раз. Поэтому Саакашвили никак не мог бы помешать подписать их. Параллельно с этим, даже если бы Трамп не подписал, голосов в Конгрессе и Сенате было столько, что можно было обойти вето. А само заявление .. Подчеркну, что он не первый об этом заявил. Сара Сандерс об этом говорила ранее, затем Трамп в Твиттере написал. Что требует от генерального прокурора расследовать вмешательство украинского посольства в выборы в США. Саакашвили это сделал третьим получается. После представителя Белого дома и президента США. Так чем он мог навредить, если просто повторил позицию Дональда Трампа?

— Да, но к нему прислушиваются в мире. И это его заявление может быть направлено ​​уже не против Порошенко, а против Украины.

— Герасимову я бы вообще не доверял. Я не могу доверять человеку, у которого начальником охраны был Бес. Игорь Безлер, который в Горловке убивал наших ребят, в частности студента Юрия Поправко. Поэтому слова Герасимова для меня, считайте, что ничто абсолютно. Уже кто-кто, а он бы сидел и немножко молчал. Это еще вопрос, кто Украине больше навредил — Герасимов или Саакашвили.

Мирослав Гай о неминуемом крахе России, войне и преступности

— Можете ли вы спрогнозировать дальнейшие шаги Саакашвили? Он будет пытаться вернуться в Украину, или будет руководить своей партией и всеми процессами на расстоянии?

— Ну такое управление в изгнании — не первое в мировой истории. Есть много более или менее свежих примеров. Та самая, уже покойная, премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто, которую выгоняли из страны, а люди продолжали протесты с ее портретами. Тот самый Нельсон Мандела, который сидел, но борьба против апартеида продолжалась в Южной Африке. Поэтому это вариант, что Саакашвили продолжит партийную деятельность и развитие структур своего молодого движения из-за рубежа. Кстати, не факт, что из Соединенных Штатов. Ведь депутат литовского Сейма предложил ему гражданство Литвы. Насколько мне известно, Даля Грибаускайте не против. Может он где-то поближе и переедет.

-Вы не рассматриваете возможность возвращения Саакашвили в Украину?

— Рассматриваю. По сценарию Беназир Бхутто — если мы сбрасываем нынешнюю систему путем досрочных выборов парламента и президента. А может, более радикальным путем. Я не готов пока сказать, будет он конституционный или полуконституционный. И тогда Саакашвили возвращается. Есть очень много подобных примеров.

-Насколько такой сценарий вероятен? Вы общаетесь с разными людьми — с активистами, атошникамы. Действительно ли люди собираются осенью выходить на улицы против сегодняшней власти?

— Да, собираются. Колонн будет две, насколько я понимаю. Первая — это «Движение Новых сил» , «Справедливость»,«Волна». С другой стороны — правые, которые подписали меморандум. То есть «Правый сектор», Национальный корпус и ВО «Свобода». Они объявили, что с осени начинают тотальную блокаду российского бизнеса в Украине. То есть, одна колонна будет давить на парламент для принятия нового избирательного законодательства и досрочных парламентских выборов, а другая — на российский бизнес. Мы не можем забывать, что российским вполне может считаться бизнес Новинского и Григоришина — партнера президента. Они русские, но он им гражданство дал. Кстати Новинскому, собственно, Порошенко лоббировал гражданство. Есть заявление на имя Виктора Януковича от тогдашнего министра торговли Петра Порошенко: «Прошу предоставить Вадиму Новинскому гражданство Украины«. И сейчас против него открыты производства и он лишен депутатской неприкосновенности, но у него никто гражданство забирать не собирается. Ведь это лично Петр Алексеевич просил.

— Саакашвили Петр Алексеевич тоже лично пригласил в нашу страну.

— Новинский угрожает президенту так, как Михеил Саакашвили? Нет. Он сидит, молчит, нигде не вылезает. Ну прошелся с Московским патриархатом — не впервые. Он же известным титулом в народе обладает.

Нефть дорожает, рубль падает

-То есть, вы считаете, что паспорт Саакашвили может слишком дорого обойтись Порошенко? Это может быть началом конца?

— Конечно. Это как черный лебедь — никто ничего не ждал, и вдруг что-то возникает. Своеобразным черным лебедем в свое время стало избиение студентов. Кто же знал? 30 ноября, максимум на 1 декабря, у многих тех студентов уже были билеты домой. Они понимали, что они одни против режима Януковича не попрут. А «Беркут» решил, что им надоели эти студенты, надо разогнать. Разогнали, и к чему это привело?

Есть такое информационное правило, что новость живет три дня. А новость о Саакашвили живет уже больше недели. Это один из двух серьезных рубиконов в 2017 году. Первый — это была блокада, которая жила гораздо больше, чем три дня. Пока, наконец, президент понял, что «я победить не могу, значит, я возглавлю». А второй рубикон — это Саакашвили. Когда люди не столько за него, как за политика, сколько против Порошенко как диктатора. Ты дал, ты взял, а где же уважение к институту гражданства? Это что, твоя личная собственность? Я что-то не могу вспомнить вообще прецедент лишения политического оппонента гражданства за двадцать шесть лет нашей независимости. И такой диктаторский шаг делает человек, пришедший ко власти после активной фазы Революции Достоинства. Это не монтируется в одну картину, понятную нормальным людям. Это сюр, абсурд, фарс и трагедия.

— Сейчас в украинском политикуме появляется много новых политических сил. Кому лично вы доверяете?

— Я доверяю объединению, которое создал Саакашвили. Самое главное для Украины, что это проатлантические, проевропейское и совершенно оппозиционное к президенту объединение. Это то, что мне нравится. И я доверяю правым силам, которые объединились и тоже подписали меморандум. Хотя у правых есть определенные риски. Заключаются они в том, что там очень часто начинают решать, кто из них правее. Я не желаю этому молодому объединению трех партий такой судьбы, но хочу посмотреть, что они будут делать осенью.

-Насколько они могут попасть в парламент, ведь они не преодолевают проходной барьер в 5%, если посмотреть на опросы?

— Это вы о Движении Новых Сил?

— Да, у 2,5% у них. И не так много людей вышло на акцию протеста, когда Саакашвили лишили гражданства.

— Об акции протеста надо говорить отдельно. Это был четверг, 13.30 дня. Будний день, плюс мертвый сезон. И она готовилась в авральном режиме, насколько я понимаю. Призыв «Выходите!« на странице движения появился ночью. Учитывая отдельный менталитет Киева — не вышло бы миллионное вече при таких раскладах. А по поводу рейтинга — так это подчеркивает, что не все поддерживают Саакашвили как политика. Очень много поддерживают его как человека, и выступают против Порошенко, как человека, жонглирующего украинским гражданством.

Люди будут смотреть на коэффициент полезного действия этих объединений. И уже осенью мы сможем увидеть другую конфигурацию и рейтинги. Возможно, это действительно выльется в массовые протесты. Именно в сентябре будут очень серьезные качели. А в октябре это все может во что-то перерасти. Посмотрим, как будет голосовать тот самый парламент, потому что в глазах народа он себя давно дискредитировал. Сейчас часто можно услышать вопрос, «А кто вместо?«. Думаю, в результате действий новых объединений народ и сможет это увидеть.