— Недавно президент России Владимир Путин заявил о сокращении расходов на оборону в 2018 году. О чем это свидетельствует? Путин отступает?

— Это свидетельствует о том, что санкции очень эффективны. Да и структура экономики такая, что не позволяет экспериментировать в области каких-то провокаций. Просто нет на это денег. Но самая главная информация, что сокращение будет после выборов, то есть после марта 2018-го. Это значит, что до выборов еще возможны какие-то эксцессы.

— Тем не менее, информация прозвучала до выборов, и россияне это услышали. Тем более планируется сокращение бюджета не только на оборону, но и в социальной сфере. Как россияне к этому отнесутся?

— Сейчас граждане РФ находятся под сильнейшим воздействием пропаганды и ко всему относятся так, как им это внушают. Это очень сильный фактор сегодняшней России.

— Что по этому поводу говорит пропаганда?

— Пропаганда говорит, что Россия самая лучшая в мире страна. Она находится в окружении врагов, которые хотят нанести ей ущерб разными способами. Что захват Крыма — это попытка борьбы с американцами, которые собирались сделать из него военную базу против России. А в Сирии американцы сами провоцируют религиозных экстремистов. Что единственная страна в мире, которая сегодня борется с терроризмом — это Россия.

Леонид Кравчук о независимости, несуществующей нации и сложной Украине (видео)

— Россияне не думают о том, что Крым и оккупация Донбасса, возможно, слишком дорого обходятся российскому бюджету?

— Пропаганда создает болезненное сознание у большой группы людей. Более половины россиян сегодня находятся под ее гипнотическим воздействием. Это форма болезни, что лечится только отсутствием пропаганды. Это очень похоже на то, что было в последние годы советской власти. Тогда на граждан каждый день обрушивались потоки счастья, которое им дарит КПСС, Советский союз. Кстати, тогда воздействию советской пропаганды подвергались не только в России, но и в Украине. Отсюда были и результаты голосования за сохранение Советского союза. Потом, когда люди освободились от этой гипнотической пропаганды, они проголосовали за свободу и независимость России, Украины и других республик.

Как изменятся военные операции России в результате сокращения бюджета?

— Надеюсь, что агрессивности будет меньше. Избыток средств, которые можно было направлять на военные провокации, создавал опасную ситуацию для всего мира, не только для Украины. Это видим по Сирии. Ни с того, ни с сего, вмешались в этот конфликт на стороне террористического режима Башара Ассада, который со своими гражданами разговаривает с помощью химического оружия. Перед этим — поддержка Саддама Хусейна, Муаммара Кадафи и так далее.

— Недавно в эфире заместитель министра по временно оккупированным территориям Юрий Грымчак, сказал, что скорее всего, в 2018 году Путин заберет войска и сам уйдет с украинского Донбасса и на этом военные действия закончатся. Как вы видите решение этого конфликта?

— Был бы рад, если бы агрессоры ушли не только с Востока Украины, но и из Крыма. К сожалению, это маловероятно. Конфликт очень выгоден Путину. Для него это — способ удержания власти, создания оборонного мышления. Когда граждане, которые не поддерживают власть, концентрируются вокруг нее из-за страха. Впервые эта технология была применена в 1999 году, когда чекисты начали взрывать дома, и началась вторая чеченская война. Это способ удержания власти. Способ заставить граждан так бояться внешней угрозы, чтобы они начали голосовать за силовиков во власти. Это началось еще в 1994 году, когда обсуждалась судьба сотрудников КГБ. Они пытались доказать, что важны, что борются с бандитизмом. В результате, создали коррупцию, которую и представить невозможно. Сами стали бандитами и крышуют весь бизнес.

— Раньше сообщалось, что Россия не будет финансировать оккупированные территории Луганской и Донецкой областей. Насколько это может прекратить конфликт?

— В принципе, санкции оказывают оздоровительное влияние на сознание граждан и на Кремль. Количество избыточных средств, которые можно было бы направить на военные авантюры, уменьшается. Сектора экономики, которые сильно хиреют — как раз те, откуда идут главные поступления в бюджет. Это нефтегазовая и финансовая отрасли. В общем, оздоровительное влияние санкций чувствуется. Оно приводит в сознание Кремль, заставляет его понимать, что безответственное поведение во власти не может быть бесконечным. Приходится считаться с правилами поведения на международной арене. Это очень сильное воспитательное воздействие.

Григорий Перепелица о встрече Волкера с Сурковым и новой холодной войне (видео)

— Тем не менее, отката нет. Неужели Путин так уверен в своих силах?

— Откат есть. Во всяком случае, хотя бы в разговорах.

— Это уже хорошо?

— Да. Но пока нет твердой уверенности, что взятые на себя обязательства Россия будет выполнять. Например, во время встречи Волкера с Сурковым. Но хотя бы сказано, что необходимо прекращать военные действия, в которых гибнут люди.

— Насколько американские санкции лично ударили по кошельку Путина?

— Кошелек Путина — это бюджет России. По нему ударили сильно. Там еще есть очень важная составляющая: оценка предприятий, организаций, которые помогают Путину и его ближайшему окружению удерживать власть и вести эту безответственную политику. Сейчас каких-то радикальных решений по этому поводу нет. Но есть твердое желание видеть эту ситуацию, изучать ее и понимать. Сколько и каких средств, в каких компаниях, как они работают, кто является бенефициаром этих доходов. Так что, это уже кое-что.

— Готов ли Путин отступать с Донбасса?

— Думаю, что нет. Для него эта история — способ удержать власть. Готов ли Путин отказаться от власти? Здесь надо четко говорить — нет. Все возможные варианты, связанные с выдвижением преемника отвергнуты. Путин идет уже, фактически,  на шестой президентский срок. Опускать власть не хочет и боится. Он прекрасно понимает, что любой следующий президент начнет объяснять допущенные им ошибки и преступления. Его обвинит во всех проблемах, которые существуют в России. Так сделал Путин в свое время. Он был преемником Ельцина, и порицал «проклятые девяностые», «ельцинский период безвластия», «бандитизм и коррупцию». Хотя помню доклад одной из организаций в 1997 году. Они говорили, что годовой коррупционный оборот в России составляет $6 млрд. Сегодня это даже не месячный оборот, а чуть ли не дневной. То же самое, с криминалом. 90-е годы обвинялись в разгуле криминала, а то, что делается сегодня… Неправосудные аресты, преследования, суды, которые принимают не основанные на законе решения, генеральный прокурор, вся семья которого занимается бизнесом открыто и так далее. Это все несравнимо с 90-ми. Тем не менее, пропагандистская установка именно такая: на смену проклятым девяностым пришел весь в белом Владимир Путин и его чекистское окружение, которое победило криминал и коррупцию. В жизни все не так радужно. Теперь и криминал, и коррупция — это способы управления регионами и Россией.

— Какие шансы у того же Навального?

— Это очень отсталый и упрощенный взгляд на вещи, что какое-то физическое лицо может создать конкуренцию Путину. Ее должна составлять демократическая концепция развития России. Если опять будем делать ставку на персоналии, а не на состояние общества, то получим такой же результат. Сегодня состояние самого общества — катастрофическое. Если прямо сейчас провести свободные и демократические выборы, вероятнее всего, следующим президентом будет уже не Путин. Но кто-то очень на него похожий — с имперским мировоззрением и идеями.

Юрий Одарченко о планах Тимошенко и имитации прозрачного отбора судей (видео)

Смена установок общества — это очень тяжелый и сложный процесс. Не знаю как он будет проходит, но делаем все возможное. Разговариваем с обществом, убеждаем его в ценности демократии. Хотя, как и в Украине, очень сильны левые настроения. После того, как граждане понимают, что ими руководят люди, повязанные коррупционными схемами, первое сильное желание — вернуться в «совок». Или двигаться в каком-то левом направлении — к справедливости и равенству. Это еще один путь в никуда, к ликвидации страны, погружение в распределительную старую экономику. Еще один способ несчастья.

— Кто может стать преемником Путина?

— Никто. Решение уже принято. Думаю, что в сентябре Путин объявит, что баллотируется сам. У него будет время начать избирательную кампанию. Хотя то, что сейчас происходит во время выборов в России, выборами назвать никак нельзя. Это массовые фальсификации. Имитация электорального процесса.

— Насколько угрожающими для Украины и Беларуси могут стать учения «Запад-2017»?

— Я бы не преувеличивал опасность. Беларусь давно находится в сфере влияния Кремля. А периодические заявления Лукашенко больше похожи на заявления обиженной жены, которой не купили очередную шубу. Всегда заканчиваются одинаково — он получает то, что требовал. Или часть. Беларусь находится под полным контролем Кремля:  финансовым, организационным, на уровне военном и спецслужб. Надо будет — отправят войска, оккупируют Беларусь. Хотя там и сейчас достаточно войск. Или сменят Лукашенко в любой момент.

— Может ли Путин воспользоваться учениями «Запад-2017» и окружить Украину?

— Украина и так окружена. Высока концентрация войск на границе с Украиной с российской стороны. Эксперты говорят, эти войска наступательные. Они сейчас выполняют функцию угрозы. Тем более, что Украина по существу не защищается, не борется за свободу от этих бандитских формирований на Востоке страны. Эта угроза будет всегда. Но сегодня она меньше, потому что в РФ ресурсов больше нет. А любое наступление и захват территорий — это расходы. Вот по Крыму видим, как дорого это обходится. И не только в связи со строительством моста или электрическими кабелями, которые проводятся в Крым. Но и в связи с тем, что приходится кормить население. Все это превращается в выжженную пустыню, так же как в Абхазии или Южной Осетии. Это дорогие проекты.

— Как же действовать Украине, чтобы заставить Путина закончить эту войну?  Как вы относитесь к Минским соглашениям?

— Минские соглашения — фактически, соглашение с бандитами. Это была политическая и дипломатическая ошибка — вступать в переговоры с бандитами и заключать с ними какие-то соглашения. Сегодня они именно на основании «Минска» требуют изменения политической системы Украины. Если их мечты осуществятся, это будут нормальные выборы в Украине и российские выборы на оккупированных территориях. Они сами будут определять, кого выбрали.

Единственным способом борьбы за свободу своей страны и территорий является их защита всеми возможными способами и силами. Рассчитывать, что американцы, поляки, европейцы, канадцы будут воевать за свободу Украины, а украинцы будут гулять и радоваться жизни — абсурд. Платить за это, к сожалению, приходится жизнями людей. Но Украина сейчас и так платит очень высокую цену за эту непрекращающуюся агрессию и дурную стабильность.

— Каким образом Украина должна защищаться? Мы и так защищаемся, как можем. Вы говорите — недостаточно. Что делаем не так?

— С бандитами надо бороться военным путем. Так, как это делает любая страна, территорию которой пытаются захватить агрессоры. Надо их вымещать и побеждать военным путем.

 — Но за этими бандитами стоит российская агрессия и российская армия.

— Если Украина не будет ничего делать, считая, что за бандитами стоит российская армия, то и никто ничего не будет делать. Эта дурная стабильность будет продолжаться. Довольно долго была популярна фраза — нет военного решения проблемы Востока Украины, есть только дипломатическое. Вот сколько можно повторять эту глупость? Нет никакого дипломатического решения. Это фикция. Есть военное решение. В Украине уже достаточно сильная армия. По-моему наступило время решать эту проблему с бандитами так, как ее решают во всем мире, когда речь идет о террористах.

— Каким образом Украине вернуть Крым?

— Сначала принять решение, что Крым нужен Украине. Твердого решения пока не слышу. Потом начать активную дипломатическую работу. Два года назад я очень радовался когда был в Украине и мне все говорили о возрождении гражданского общества. Встречался с руководителями гражданских организаций, который, в отличие от власти в Киеве, занимались блокадой Крыма. Потом был в Москве и Соединенных Штатах, услышал, как СБУ говорит, что это все ФСБ. Якобы так хотят нанести ущерб Украине, эти общественники. Что вся эта блокада Крыма не выгодна Украине.

Эскендер Бариев об ошибках украинской власти и отказе России от Крыма (видео)

Поэтому, сначала надо принять решение и затем действовать. Это уже вопрос к дипломатам и военным — как действовать, в какой последовательности.

— Путин не слушает никого, даже никак не реагирует на санкции. Он не пойдет на то, чтобы решить это дипломатически.

— Что значит — не реагирует на санкции? Он и не должен реагировать.

— Он продолжает военные действия на Донбассе, Крым аннексирован.

— Этого не признает никто. Опять же, гражданские активисты продолжат фиксировать всех, кто нарушает территориальную целостность Украины, посещает Крым. Активнее надо этим заниматься. Вот получили безвиз и оказалось, что жители Крыма хотят украинское гражданство. Очень хорошо. Пусть хотят получить паспорт. Но соблюдаются ли правила единственного гражданства?

Сегодня от Украины требуется, может даже в большей степени, чем военные действия, внутренняя реформация. Это то, что пытался делать Михеил Саакашвили. Что он получил? Лишение гражданства. Специальный указ президента по поводу одного гражданина. Наверно, самого достойного гражданина. Где эти гражданские активисты, где граждане Украины, заинтересованные в победе над коррупцией, олигархатом и монополией? Которые доят Украину, делают ее нищей. Почему не возникает массового движения в поддержку, даже не Саакашвили, а реформ? Если опять расчет на какой-то Запад, который все проблемы решит… Он попытался их решить — вам прислали Саакашвили.

— Кто нам прислал Саакашвили?

— Он  — эксперт международного уровня.  Провел реформы в большой стране и мог бы провести их в Украине. Но он не нужен. Власть в Киеве испугалась его. Она боится любых изменений, которые прекратят выдаивание Украины.