— Вы много работаете с молодежью. Мы часто говорим, что от нового поколения в Украине многое зависит, мы рассчитываем на молодых людей. Что вы скажете: они аполитично настроены, хотят ли они что-то менять?

Екатерина Вайдич
— Чтобы мы говорили на одном языке, я приведу вам цифры, которые меня шокируют. 80% молодежи мечтает покинуть нашу страну. 56% открыто заявляют о том, что им не хватает денег на то, что не является первой необходимостью. Возможно, им хватает на питание и проживание, но не хватает на саморазвитие, дополнительное образование, какие-то современные гаджеты.

60% заявляют о том, что никогда не добьются успеха в Украине. 1% молодых людей считают, что они успешны. Это всего лишь 1%. Да, молодежь почти не ходит на выборы. Их явка на президентских выборах – 44% и 35% — на парламентских. Таким образом молодежь говорит, что государство им не помогает, а мешает в развитии. Они не нуждаются в государстве.

50% молодежи открыто заявляют о том, что они никогда не слышали ни о какой «молодежной политике» в Украине. Они говорят о том, что на ключевые позиции сейчас назначают иностранцев.

Недавняя пенсионная реформа, которая увеличивает пенсионный возраст, означает, что молодежная безработица будет увеличиваться. Учитывая заявленный размер пенсии, молодежь также уже знает, что у нее не будет пенсии. Что они будут делать с 50 евро? Соответственно, работать на государство они не хотят.

Для того, чтобы государство не мешало, а помогало, его нужно полностью перестроить. Каждый человек может быть успешным в успешной стране. Сейчас же дело не в том, что кто-то сильный, а в том, что мы слабые. Нам нужно самим строить свою страну, ни на кого не надеясь – ни на МВФ, ни на каких-то доноров.

— У вас получается мотивировать тех людей, которые хотят уехать, переубедить их, чтобы они остались в Украине? Хорошо там, где нас нет. Возможно, от них зависит наше будущее, и нужно остаться в этой стране.

Юрий Ехануров о главной реформе, взрывах в Калиновке и новом курсе гривны

— Не возможно от них зависит, а именно от них зависит наше будущее. Именно молодежь всегда была генератором новых идей, двигателем прогресса. Но молодежь должна быть уверена в завтрашнем дне. Мы должны обеспечить молодежи безопасность, остановить войну.

Молодежь должна знать, что у нее есть право собственности. Сейчас никто не хочет играть в долгую. Например, молодой человек или человек среднего возраста хочет начать свой бизнес и строит бизнес-план. В Украине бизнес-план строится на один год – это максимум. В Японии, для сравнения, бизнес-планы строятся на 100 лет. Почему у нас так происходит? Потому что никто не уверен в завтрашнем дне. У нас нет права собственности. Наше налогообложение, лицензирование, разрешения усугубляют ситуацию, и человек не может быть бизнесменом, уверенным в том, что это его бизнес и завтра он по-прежнему будет его. Не только в Киеве, но и в Украине. Это глобальная проблема, поэтому нам нужно срочно менять правила игры.

Есть документ, для меня он основополагающий – это доктрина сбалансированного экономического развития «Украина-2030», которая разработана ведущими вузами, профессорами, академиками по инициативе Сергея Таруты. Этот документ сейчас презентуют по всей стране, и он может стать плацдармом для построения новой страны, новой экономики.

Мы сейчас двигаемся от кризиса к кризису. Когда мы локально тушим какие-то пожары, экономика находится на ручном управлении, соответственно, мы слабы. Мы говорим, что у нас война. Когда война закончится, а мы для этого делаем максимум, но мы слабы и свято место пусто не бывает: может быть новая война. То есть нужно построить сильную страну, для того, чтобы никто из внешнего мира никогда не претендовал на нашу территорию.

— Каким образом концепция «Украина-2030» вписывается в нашу образовательную реформу?

— Одним из механизмов достижения цели, который декларирует доктрина сбалансированного развития, является креативная экономика. Это вопрос к молодежи – именно она должна развивать креативную экономику. Это та модель, где новые технологии, экономика и творчество тесно переплетены. Это находится в руках молодежи. Ведь что ее интересует? Интернет, криптовалюты, то есть современные технологии.

Доктрина нам говорит, что к 2030 году Украина может оказаться в тридцатке лидеров. Экономический рост Украины может составлять не 3%, как сейчас, а 10% и больше. Это очень нелегко, сложно, но возможно. Эти цели достижимы, есть девять механизмов, они прописаны. Начинать нужно с общественного договора и двигаться дальше. Все возможно, если мы будем это делать. Опять же, именно мы, а не возлагать надежды на внешние факторы и внешних игроков.

— Как вы продвигаете эту концепцию? Вы ездите по городам, представляете ее, видение этих изменений людям. Насколько люди заинтересованы в этом и присоединяются к вам?

— Я бы хотела внести одну поправку. Когда мы приезжаем в области и города Украины, мы не хотим, чтобы доктрина была политическим документом. Это автономный документ – план развития страны в будущем.

Есть партия «Основа», у которой есть своя стратегия, своя идеология, и мы ездим и несем свои идеи в массы, нас поддерживают или не поддерживают – это конструктивный диалог, который ведется с разными сегментами населения.

Что касается доктрины, то это отдельная команда, которая состоит из преподавателей, профессоров, академиков, которые приезжают в разные города и в вузах и говорят о ней. Мне кажется, это вчерашний день, говорить о политике в вузах и школах. Это неправильно, неконструктивно и глупо. Доктрина ни в коем случае не может быть политическим документом партии «Основа». Это просто те идеи, которые мы поддерживаем, и не больше.

— Недавно лидер вашей партии народный депутат Сергей Тарута был в Америке. Там он представил обвинения против Валерии Гонтаревой и рассчитывает, что США будут способствовать расследованию. Каким образом Америка может нам помогать, на что рассчитывает Сергей Алексеевич?

Пенсионная реформа: кардинальные изменения или имитация?

— Рассчитывают команда, люди, которые его поддерживают. Когда Сергей Алексеевич обнаружил, понял, получил весомые доказательства того, что Валерия Гонтарева совершила ряд преступлений, он обратился в наши правоохранительные органы. Не получив ответ, который мог бы дать нам надежду на то, что к этому будет привлечено какое-то внимание и пройдет расследование, нам было просто необходимо выйти на другой уровень.

Почему это США? Потому что деньги, которые были украдены Валерией Гонтаревой, это, в том числе, и американские деньги. Необходимо было донести информацию, которая может быть взята к рассмотрению. Мы не надеемся, что будет какое-то решение. Мы хотим, чтобы этому было уделено внимание, время, и чтобы было честное расследование. К сожалению, в Украине от этого отказались, хотя неопровержимые данные были предоставлены.

Я думаю, что это политический вопрос, а в таких делах их быть не может. Убытки, которые были нанесены в результате действий Гонтаревой, составляют 75 тыс. грн для каждой семьи, или 25 тыс. грн на одного человека. Это ужасно, так быть не должно, поэтому необходимо официальное расследование. Если это будет доказано, то, соответственно, необходимо применять какие-то санкции.

— В Украине визит Сергей Таруты восприняли неоднозначно. Некоторые СМИ начали публиковать информацию, что это была фейковая встреча с американскими конгрессменами. Посол США в Украине Мари Йованович публично поддержала НБУ. Валерий Чалый также написал пост в Facebook и призвал украинских политиков не делать Вашингтон местом внутриполитических баталий. Как вы думаете, почему такая реакция?

— Потому что идет политическая борьба. Свой защищает своего. К сожалению, это у нас есть. Это необходимо уничтожить.

Если бы на эту инициативу обратили внимание, внутренне рассмотрели этот вопрос, все было бы по-другому. Это не фейковые слушания. НБУ отреагировал очень быстро: «Внимание, фейк». Хотя там прекрасно понимают, что у Сергея Таруты идеальная репутация и он никогда не сделал бы шаг без доказательств. К этому человеку практически невозможно придраться, потому что он с нуля достиг больших высот, двигался постепенно и не хотел быть в политике. Поэтому его и называют молодым политиком-романтиком.

Он никогда не хотел быть политиком, но уже после того, как он стал губернатором, стал народным депутатом, он окунулся во внутренний процесс. Он был бизнесменом, работал, имея прекрасную репутацию как в Украине, так и за рубежом. Зайдя в политический процесс, он понял, насколько страшна ситуация и если не повлиять сейчас, то уже к 2030 году мы будем не в тридцатке лучших стран, а практически на последнем месте.


Мы сейчас говорим, что у нас экономический рост на уровне 3%. Все наши страны-соседи растут на уровне 3,7%. То есть ежегодно, будучи самой слабой страной Европы, мы все больше отстаем.


— И 80% молодежи мечтает уехать из страны, как мы говорили в начале.

— Причем, им все равно, что они будут делать дальше. Они даже не говорят о том, что будут крупными бизнесменами. Они говорят: «Я буду в безопасности». Вопрос безопасности – ключевой.

— Спецпредставитель США по Украине Курт Волкер написал в своем Twitter, что он встретится с Владиславом Сурковым 7 октября в Белграде. Он написал, что будут встречаться, чтобы обсудить реализацию Минских соглашений, чтобы восстановить территориальную целостность Украины. Будут ли эффективны переговоры, и чего ждать от этой встречи?

Скандальная реинтеграция: политическая или реальная война?

— Уже интересно, что встреча будет в Белграде, потому что после войны на Балканах он стал территорией воздействия США. Это уже не Минск, территория, которая находится под влиянием России. Чтобы вовлечь в переговоры Европу, нам необходимо перенести переговорный процесс в Вену, о чем я говорила ранее.

Многие говорили, что США не будут участвовать в процессе восстановления мира на Донбассе и мира в Украине. Но сейчас мы видим, что переговоры переносятся в Белград. Значит США уже вовлечены в процесс. Сергей Алексеевич в Вашингтоне также поднимал вопрос «венского формата» и трех основ: легитимности, безопасности и доверия. Это было воспринято.

Наша идея, наши предложения уже становятся частью платформы переговорного процесса. Уже говорят о «голубых касках», осталось реализовать нашу главную инициативу – международную временную администрацию, которая могла бы временно контролировать и управлять территориями, которые мы сейчас обсуждаем.

— Кто может в нее входить?

— Страны, которые не являются участниками переговорного процесса. А переговорный процесс, мы считаем, необходимо запускать в составе Украины, России, США, Франция, Германия, ОБСЕ. Все, кроме перечисленных стран, соответственно, могут быть во временной администрации, которая не только будет управлять территорией, но и будет распределителем тех финансовых потоков, которые будут идти на восстановления Донбасса. Также, для возврата доверия, возобновит социальные выплаты и пенсии жителям оккупированных территорий. Потому что правда состоит в том, что доверие полностью утрачено.

— Волкер с Сурковым все же будут обсуждать реализацию Минских соглашений.

— Понимаете, Минские соглашения – это документ, который утвержден Совбезом ООН. Это международный документ. Я не говорю, что необходимо от него отказаться.

Мы должны взять этот документ и сесть за стол переговоров. Потому что они просто не выполняются. Они себя исчерпали. Первый пункт – срочное прекращение огня в 2015 году, дальше мы говорим о Конституции в 2015 году и о ряде других пунктов, которые мы давно должны были выполнить. Они же категорически не выполняются. Следовательно, мы говорим о перезагрузке и введении новых инициатив, которые будут залогом, гарантией выполнения сказанного. Я никогда не говорила, что Минские соглашения не стоит выполнять. Просто необходимо сделать так, чтобы они выполнялись.