Почему кандидатам на президентских выборах не придется соревноваться между собой, когда исчезла грань между оппозицией и правящей властью, а также какой грязи, сенсаций и политической мобилизации следует ожидать накануне выборов рассказал гость Politeka Online Петр Олещук, политолог, кандидат политических наук

Что изменится в работе ЦИК и почему увеличили количество ее членов

С формальной точки зрения, пожалуй, это попытка снять противоречия между фракциями и между президентом и парламентом, которые сейчас, согласно официальной позиции, мешали наконец-то сформировать новый состав ЦИК. Были довольно серьезные проблемы, связанные с позицией некоторых фракций. Это попытка найти путь, который, с одной стороны, удовлетворил бы Порошенко, а с другой — позволил бы сформировать ЦИК с претензией на легитимность.

«Батькивщина», «Оппозиционный блок» не поддержали это решение. Это свидетельствует о том, что эти фракции начинают проводить самостоятельную политическую линию. Они входят в довольно серьезное оппозиционное противоречие с действующей властью и действующим президентом.

Окружение президента заинтересовано прежде всего в том, чтобы ЦИК была максимально лояльной к ним. Другие фракции также заинтересованы в том, чтобы их интересы были представлены.

Это противоречие решить нельзя. Не может быть ЦИК одновременно равной с точки зрения представительства и лояльной к президенту.

Когда ожидать новый состав ЦИК

В ближайшее время, когда все формальности будут согласованы. С этим вопросом затягивать не будут. А вот с вопросом нового закона о выборах все гораздо сложнее, вряд ли будут конкретные результаты.

Принятие решения о расширении состава ЦИК — индикатор того, что принципиальное согласие и наличие большинства, чтобы это решение принять, все же есть.

Мы видим довольно серьезное сопротивление со стороны депутатов-мажоритарщиков. Они не заинтересованы в новом избирательном законодательстве, а заинтересованы в том, как сохранить свои округа.

Парубий, Верховна Рада

Это вряд ли позволит сформировать действенное большинство по принятию нового Избирательного кодекса. Будут использовать технологию максимального количества правок и максимального затягивания рассмотрения, чтобы впоследствии войти в избирательный процесс и на основании этого отложить на неопределенный срок новое избирательное законодательство.

Какие технологии станут применять на этих выборах

Ноу-хау мы не увидим. Будут традиционные модели, связанные как с легальными технологиями: с информационным воздействием, мобилизацией избирателей вокруг внешней угрозы, создании этой внешней угрозы, максимальной катализации общественных настроений, доведения общества чуть ли не до истерического состояния с целью мобилизации. Будут использовать и незаконные методы: от подкупа до давления. Весь традиционный джентльменский набор будут использовать в полной мере.

Есть необходимость мобилизовать избирателей. Примерно треть украинцев говорят, что не готовы участвовать в выборах или еще не определились. За таких людей будет продолжаться довольно серьезная борьба.

У нас всегда высокая явка на президентских выборах, но вопрос в том, что не может быть высокой явки в ситуации тотального разочарования в политике и политиках. Сейчас рейтинги все это демонстрируют.

Кандидаты будут соревноваться не столько между собой, сколько с общей апатией избирателя.

Сохраняется ситуация неравномерности в электоральном смысле. На фоне апатии тех избирателей, которые голосовали за постпомаранчевые политические силы, ориентированные на Майдан, растут попытки мобилизации других электоральных сегментов.

В этом контексте стоит упомянуть возвращение в большую политику Медведчука. Он намерен усилить свои позиции в парламенте. Учитывая тенденции в обществе, медийный ресурс — нельзя сказать, что эти намерения далеки от истины. Большую роль в выборах будут играть медийные ресурсы.

На фоне максимального раздробления одного электорального сегмента, а также роста разочарования может усилиться другой электоральный сегмент, который демонстрирует стремление к сплоченности. Будет странно, если это усиление не используют перед выборами.

Могут ли результаты выборов быть сенсационными

Вероятность сенсационности довольно высока. У нас отсутствует преемственность в политике, как в странах с отлаженным механизмом демократии.

В нашей ситуации говорить о власти и оппозиции довольно сложно. Оппозиция — это разнообразный конгломерат политиков, которые между собой никак взаимодействовать не могут, это политические силы прямо противоположных направлений.

С властью тоже не так просто. НФ якобы является одним из сегментов правящей коалиции, но его представителей преследует НАБУ. Этот конфликт поддерживается руками силовых структур, которые на самом деле должны выполнять несколько иные задачи.

Кто власть, а кто оппозиция — не совсем понятно. В этой ситуации провозглашать результаты выборов очень сложно.

Напомним, сидеть на двух стульях невозможно: эксперт разоблачил Тимошенко, указав на ее некомпетентность.

Как писала Politeka, Николай Томенко рассказал о власти застройщиков в столице, пустом пиаре Порошенко и фиктивном Кличко.

Также Politeka писала, что разоблачен кощунственный замысел Тимошенко: Украина могла капитулировать перед Путиным еще в 2014 году.