Новому локдауну быть по решению властей или без?
Государство оказалось на грани полного коллапса не из-за решения Конституционного суда относительно антикоррупционной деятельности, а из-за отсутствия четкого определения понятия "локдаун", механизмов его внедрения и регулирования, закрепленных в законе. Украина на пороге новой остановки экономики и социальной жизни из-за роста количества больных "ковидом". Времени все меньше, а шансов на хаос – все больше. О том, как должна действовать власть, чтобы предотвратить "ковидные бунты" и о том, каким образом готов спасать Украину от невежд в интервью УНН рассказал бывший главный военный прокурор, юрист Анатолий Матиос.
- Анатолий Васильевич, добрый день. Сегодня хочу поговорить с Вами не о Конституционном суде, не о Донбассе, хочу поговорить о локдауне. Вы на одном из украинских телеэфиров начали говорить об этом, однако соведущие и гости не дали завершить мысль. Сегодня Европа закрывается на локдаун: у нас есть Франция, Германия, я считаю, что со временем это будет и Италия, и Австрия, и много других европейских стран. Что ждет Украину? Я хочу спросить вас с правовой точки зрения - возможен ли локдаун, и законен ли он? И что будет дальше?
Добрый день, госпожа Ульяна. Мы не можем оставить без внимания дату, когда мы с вами встретились – 2 ноября. Что сейчас в Украине происходит 2 ноября: сверхжесткий, жестокий и внеправовой политико-властный кризис, связанный с решениями по КСУ. Но жизнь не останавливается. Небо не упало вследствие этого кризиса. Для рядового украинца, за пределами города Киева, вряд ли понятно, что происходит с Конституционным судом и так называемыми перипетиями антикоррупционных потуг, или побед, или поражений. Еще раз подчеркиваю – 2 ноября. Если бы наше правительство, наш гарант Конституции умели бы считать, то они бы посчитали, что, согласно Регламенту, сегодня на Согласительный совет нужно внести, как неотложный законопроект, именно сегодня, о введении локдауна или о правовых основаниях введения локдауна на территории Украины, связанных с распространением коронавируса COVID-19.
- Объясните почему именно сегодня, а не завтра, на неделе?
Почему я начал с Конституционного суда, потому что снова будет звучать - Конституционный суд. Так вот, 28 августа текущего года КСУ своим решением, которое является обязательным к исполнению для всех органов власти и управлений, в том числе, граждан и общества, принял решение по Постановлению №392 Кабинета министров, которое связано с временным ограничением прав и свобод граждан в период эпидемиологической кризиса, связанного с COVID-19. Что это значит? Те конституционные ограничения граждан, которые были введены постановлением Кабмина весной....
- Тогда, когда Ляшко сказал, что он умышленно пугал....
Да, пугальщик Ляшко своими правами бесправного чиновника рассказывал, как всей стране с 40 миллионами населения забыть, что такое работа, что такое доход, забыть, что такое социальная защита, забыть, что такое право на свободное передвижение и так далее. КСУ признал это незаконным, противоречащим Конституции. Что после этого должно было произойти? Якобы по Регламенту работы Кабмина, который никто не отменял, который утвержден еще в 2009 году, - Кабинет министров, премьер, обязан был предоставить доверенность, в данном случае согласно Регламенту, министру юстиции господину Малюське, разработать с заинтересованными ведомствами, органами и министерствами законопроект (он может называть, как хочет – на усмотрение правительства и докладчика, который докладывал на правительстве), который бы регламентировал исключительно нормами закона ограничение прав и свобод граждан. Я могу процитировать буквальные выдержки из решения КСУ. Особенно, в части того, почему я об этом подчеркиваю.
Конституционный суд отметил, что ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина Украины является возможным в случаях определенных Конституцией – такое ограничение может устанавливаться исключительно, подчеркиваю, исключительно законным актом, принятым Верховной Радой Украины как единственным органом законодательной власти в Украине. И установление любых ограничений должно регламентироваться законом.
- Анатолий Васильевич, еще один вопрос. Есть закон О санитарно эпидемиологическом благополучии и о предотвращении распространения инфекционных болезней, где также указано об ограничениях. Так возможно они под этот закон и делали.
Этот закон предусматривает соответствующее финансирование, ведь любой закон – расходы в государстве.
- Однозначно, но там есть ограничения…
Кроме того, что ограничения ... должны компенсироваться государством в данном случае. Что такое локдаун – полная остановка финансово-экономической, общественной жизни в ограниченном виде. Так ограничения возможны исключительно по закону в случае введения чрезвычайного положения или военного положения, что тоже принимает ВР за представление Президента. У нас таких нет…
- То есть нам нужно ввести чрезвычайное положение или военное положение, а сверху еще локдаун?
Нет, ограничения вводятся в двух случаях, когда есть чрезвычайное положение или военное положение, которые регулируются двумя отдельными принятыми законами – они есть. Но у нас нет военного положения, нет чрезвычайной ситуации. Отдельным законом в случае того локдауна, о котором говорят все чиновники и министр здравоохранения, и правительство, и заслушивают на ВР министра здравоохранения о внесении соответствующих изменений в постановление Кабмина об ограничении конституционных прав и свобод....
- Которую отменил КСУ?
Которую отменил КСУ.
- Но, опять же, отменил КСУ 28 августа. А кто будет компенсировать тот период, когда был у нас жесткий локдаун?
Это вопрос будущего, который не определен, потому что нет источников финансирования и оказывается, согласно позиции главы Офиса Президента, у нас и короновирусного фонда нет. Это была политическая ошибка назвать его" коронвирусный фонд", это фонд по поддержке чего-то неизвестно чего, по крайней мере так я слышал и так я понял. Так вот, несмотря на то, что, дай Бог, чтобы такого не было, но по прогнозам Министерства здравоохранения нашего, заболеваемость может вырасти 10-15 тысяч, когда остановится система здравоохранения наша, не сможет "переваривать"…
Как сообщала Politeka, Матиос назвал главную ошибку Зеленского: «Хочет выслужиться и...».
Также Politeka писала, что Анатолий Матиос метко охарактеризовал разговор Порошенко с Путиным: "Все люди врут!".