Прошел ли испытание властью премьер-министр Владимир Гройсман, нужно ли Киеву инициировать визовый режим с РФ и почему стоит побыстрее отгородиться от ОРДЛО, в интервью Politeka Online рассказал народный депутат Украины от фракции «Народный фронт» Александр Кирш.
— Год назад, комментируя кандидатуру Владимира Гройсмана на пост премьер-министра, вы говорили, что он на политического самоубийцу не похож, приложит максимум усилий, чтобы его не выдвинули на эту должность. Почему же он все-таки решился на премьерство?
— Я это говорил, думая, что он адекватный человек. Оказалось – наоборот. Пришел на эту должность, даже не предполагая, какой должен быть запас опыта, что необходимо знать и уметь. Многие говорили, что он согласился на премьерство, поскольку сумасшедший. Так и оказалось.
Мало выиграть в Виннице тендер на трамваи, чтобы управлять страной на должности премьер-министра. Мало иметь два странных высших образования по полтора года. Нужно как минимум владеть речью и знать, что делаешь.
Авантюра «3200» не обсуждалась фактически ни с Минфином, ни с Минэкономики, а просто была выдвинута и тут же проголосована в Кабмине. Министерства были поставлены перед фактом. В результате «3200» превратилась в уравниловку, когда все получают одинаково. Все разряды выровняли – сторож и врач получают минимум. Но сторож, дежурящий ночью, получает больше, чем врач. Поскольку в минималку врача уже включены все надбавки, а ночное дежурство сторожа оплачивается еще сверх 3200 грн. Это создает негативный климат, только усугубляет коррупцию.
— Недавно лидер партии «Народный фронт» Арсений Яценюк назвал Гройсмана лучшим премьером. Что он подразумевал под этим?
— Думаю, Арсений Петрович пошутил. Он иногда шутит с каменным выражением лица. Поэтому не все улавливают юмор. Только по смыслу слов становится все понятно.
Телетайп: Олег Ляшко укусил Владимира Гройсмана?— Когда год назад голосовали за Владимира Борисовича, вы все—таки надеялись, что он будет хорошим премьером?
— Пока не было известно о его неадекватности, такая надежда была. Вдруг на пустом месте испортили отношения с Израилем из-за неграмотного голосования. Также при нем Украина взяла сторону одного из кандидатов на президентских выборах в США, чего ни в коем случае никогда нельзя было делать. Сюда же относятся авантюры — 3200 грн. и предпринимательские 704 грн. налога.
— Как оцениваете состав Кабмина?
— Кабинет министров по своему составу разный. Премьер-министр за свою работу заслужил твердую «единицу», если не «ноль». Ничего хорошего сделано не было: малый и средний бизнес разогнали, установили уравниловку в минимальной зарплате, при утверждении бюджета 2017 не учитывали, что государство приняло на себя все долги ПриватБанка.
Есть реальность в Украине, а есть реальность, в которой живет Владимир Гройсман.
На бюджете никак не сказался долг ПриватБанка в 150 млрд грн. Ведь принимался параллельно с национализацией банка. Не стоит потому удивляться, что денег на новую минималку государство не довыделило. Людей массово отпускают в неоплаченный отпуск, принудительно переводят на полставки, четверть и т.д.
— Учтено ли в бюджете повышение пенсий к первому октября 2017 года?
— Слышим больше от МВФ, что нужно увеличить пенсионный возраст. Но увеличивать некуда, ведь пенсионный возраст будет выше, чем продолжительность жизни в стране.
А если и произойдет повышение пенсий на 10%, то это ничтожный показатель, который не будет ощутим, инфляция перевесит. Здесь, судя по всему, будет эмиссия. Это будет оправдано тогда, когда эмиссия уравновесится ростом товарной массы. Но о каком росте может идти речь, если извели предпринимателей, даже спящих, которые уплачивали единый налог, ЕСВ. Сейчас не только этого не уплачивают, а идут сами на биржу труда и требуют пособие по безработице. Государству придется датировать не только Пенсионный фонд, но и Фонд по безработице.
Не представляю, за счет чего государство будет собирать деньги. Налоговую милицию разрушили. Вместо нее неизвестно когда появится какой-то орган. Фактически перестала работать налоговая. Ко всему прочему разрушили таможню на местах.
— Что предлагает комитет по вопросам таможенной и налоговой политики, членом которого вы являетесь?
— Комитет пытается сопротивляться. Принимаем решения – их никто не слушает. Выступили против электронного администрирования НДС. Выяснилось, что комитет был прав – позже узнали о ручном вмешательстве.
Также нас никто не слушал с «3200». Даже этот вопрос не выносили на налоговый комитет. Это решали бюджетный и социальный комитеты.
— Почему так происходило?
— Такое отношение к нам министра. Пару раз высказали наше мнение. Он «обиделся» — больше не приходит. Решения утверждаются вне комитета. Комитет принимает одно, в зал выносится другое. Совсем не понимаю, зачем 420 депутатов, если все в итоге решают 5-6 человек, лидеры фракций. Зачем тогда комитеты, все эти заседания?
Пишите письма: почему Гройсман не желает отчитываться— Верховная Рада во вторник, 11 апреля, весь день пыталась принять закон о Конституционном суде. Вас устраивает этот законопроект?
— Нет, конечно. Там же сумасшедшие зарплаты. Каким бы гениальным ни был чиновник Конституционного суда, но платить с надбавками и пожизненная пенсия 300 тыс. грн – беспредел. Проект окончательно завалили полностью даже без второго чтения.
— «Народный фронт» предлагает ввести визовый режим с Россией. Какая связь безвиза в ЕС и визой в РФ?
— Если из Украины едут в Европу без визы, а из России без визы едут в Украину, то вся Россия может переехать в Европу без виз. Включая не только тех граждан, которых РФ может приютить, но и китайцев.
У многих россиян есть два паспорта. В России это разрешено. В Украине формально запрещено двойное гражданство. Где нужно — предъявляют один из паспортов. И для нашей страны странно иметь безвизовый режим с РФ, в то время как у нас идет война с Россией. Танки, двигающиеся без виз, предполагают некую иную формулировку.
— А если Путин сделает ответный шаг — введет визы с Украиной? Ведь больше двух млн украинцев работают в России.
— У таких людей всегда остается выбор. В законодательстве РФ предусмотрено, что всем, кто родился на территории СССР, может быть предоставлено российское гражданство.
— Получается, подталкиваем таким образом украинцев уехать работать в РФ?
— Значит, для человека личная занятость важнее страны, а его квалификация настолько низка, что только в России его принимают, в Европе он не нужен. Если во время войны такой человек считает возможным работать на страну-агрессора – не большая потеря для Украины.
— Что нужно сделать, чтобы люди не хотели ехать в Россию, а хотели заработать здесь, в Украине?
— Людям нужно не вузы оканчивать, а краткосрочные курсы – например, компьютерные, иностранного языка, кройки и шитья, бухгалтерские и т.д. Многие взрослые в 90-х переучивались, когда выяснилось, что целые специальности не востребованы. Окончив курсы, можно овладеть специальностью. Все зависит от человека.
Не нужно ждать милости от государства. Лишь бы Родина не мешала. И «продавать» себя как специалиста в Украине, а при высокой квалификации – в Европе или США. Если неумеха кроме России никому не нужен – это не проблема украинского государства.
— Каким образом будет происходить процесс введения виз с Россией?
— ВР проголосует — и такой режим введут с определенной даты.
— Ведь необходимы тогда визовые центры, процедура…
— Все для этого будет делаться. Война – дело невыгодное. Война не предполагает, что люди путешествуют из и в страну-агрессор. Придется потратиться и на уголь, и на визы.
— Парламент проголосует за этот законопроект?
— Думаю, будет 50 на 50.
— Кто вас поддерживает? Например, Алексей Гончаренко из БПП сказал, что не будет голосовать.
От поправок к «закону Савченко» до контроля бедности: самые абсурдные планы ВР— Он не проголосует. «Самопомич», радикалы будут определяться. Проголосует какая-то часть БПП, «Батькивщины». Вполне может пройти.
— Как вы оцениваете идею введения абонплаты за газ? И с чем связана отставка НКРЭКУ?
— Любые абонплаты оцениваю отрицательно. Дай Бог, чтобы отставка НКРЭКУ произошла, в частности Вовка, особенно учитывая его биографию. За него решали все другие люди. Системе он надоел, себя полностью дискредитировал.
— Возникают идеи, что следует отгородиться полностью от территорий ОРДЛО. Ведь Минские соглашения не работают. Как вы считаете?
— Минских соглашений не существует. Это какой-то политический парадокс. Кто их подписывал – два посла, два от «ЛДНР» и позапрошлый президент Украины. Вспомним Будапештский меморандум, его подписывали главы государств. Он давал гарантию Украине. Но о нем никто не вспоминает.
Отгораживаться от ОРДЛО нужно. Если бы Франция в свое время не освободилась от Алжира, президентом Франции был бы алжирец.
— Как этот процесс будет внедряться?
— В замораживании той ситуации, которая есть уже сейчас, только без военных действий – это было бы достаточно нормально. Если их обратно силой включить в Украину – снова будут избирать януковичей. В стране и без того достаточно проблем.