Об этом стало известно сразу по итогам согласительного совета ВР, в ходе которого лидеры фракций и рядовые нардепы разрабатывали план работы на ближайшие дни. В пленарном графике в итоге не оказалось пункта об отчете правительства.

Как известно, в пятницу, 14 апреля, истекает годичный иммунитет, защищающий Кабмин от отставки, и планировалось, что в этот день Владимир Гройсман и его министры расскажут о проделанной работе и презентуют программу деятельности КМУ на текущий год.

Однако премьер-министр решил пойти иным путем и направил парламентариям письменный отчет. Владимир Гройсман решил для галочки покрасоваться перед телекамерами и провести постановочную пресс-конференцию.

Таким образом, вопрос вотума доверия/недоверия к правительству, который так активно обсуждался в экспертной и политической среде, автоматически снят с повестки дня, поскольку до 16 мая владельцы депутатских мандатов будут работать «в тени» — комитетах и округах.

Затишье перед бурей?

Если еще несколько недель назад тучи над Кабмином сгустились настолько, что его отставка казалась неминуемой, то на сегодняшний день очевидно, что Владимиру Гройсману и его министерской команде удастся удержаться в своих креслах.

И вопрос не в том, что в Раде все в восторге от деятельности правительства. Напротив, работу Кабмина нередко, зачастую небезосновательно, критикуют даже представители коалиционных фракций БПП и «Народного фронта».

Вопрос в том, что если за выражение вотума недоверия КМУ в сессионном зале можно было бы найти голоса (не менее 150-ти), то за назначение нового премьера — нет.

Обсуждаемые кандидатуры генпрокурора Юрия Луценко, министра финансов Александра Данилюка, вице-премьера Степана Кубива не являются компромиссными и не находят одобрения в лагере парламентского большинства.

Чего уж говорить о Турчинове, который, как поговаривают в кулуарах, также метит в премьеры. Против него категорически выступают в БПП, так как назначение секретаря СНБО на пост главы правительства означает существенное усиление позиций «Народного фронта», а на Банковой и без того хватает проблем. Поэтому, по нашей информации, на данном этапе в верхах решено оставить более-менее нейтрального Гройсмана.

Владимира Борисовича хоть и называют «человеком Порошенко», но тем не менее ему удалось наладить неплохие коммуникативные связи с представителями даже тех фракций, которые всуе декларируют свою оппозиционность.

Рада: быть или не быть?

Ранее в высоких властных кабинетах рассматривали два сценария, которые позволили бы снять неустанно растущее социальное напряжение и «выпустить пар». Первый сценарий радикальный: перезагрузка Рады и досрочные парламентские выборы осенью. Второй — отставка Кабмина. Понятно, что в первом случае «громоотводом» стала бы ВР, во втором — правительство.

Очевидно, что оба варианта несут в себе явные и завуалированные риски для власти. Сегодня с горем пополам и с помощью ситуативных союзников коалиция утверждает необходимые для движения властного маховика законы.  А вот в случае перевыборов,  как свидетельствуют социологические измерения электорального пульса, создание правящего большинства превратится в затяжной процесс, именуемый коалициадой.

Но самое главное не в том, сколько может длиться переговорный коалиционный процесс. Ключевая проблема: даже продолжительные торги не гарантируют результат, потому что уже сегодня очевидно, насколько пестрым окажется будущий парламент и какую большую роль будут играть узкопартийные интересы.

На горизонте уже отчетливо виднеется 2019 год, который пройдет под эгидой президентских выборов, и вряд ли кто-либо из ведущих политических игроков, чьи партвожди будут бороться за пост номер один в стране, рискнет играть с огнем, повторив ошибки участников несостоявшегося брака по расчету, именуемого ПРиБЮТ, и крылатую фразу Юлии Тимошенко: «Все пропало!».

БПП на низком избирательном старте

«С конъюнктурной точки зрения лидеров партий, которые в случае внеочередных выборов имеют стопроцентные шансы преодолеть пятипроцентный проходной барьер, вступать в мутную коалиционную реку им не стоит», — говорит off record нардеп от БПП.

В целом, опрошенные Politeka нардепы из различных фракций (в их числе, к слову, и ближайший соратник президента Игорь Грынив) в унисон утверждают: внеочередных парламентских выборов не будет.

О позициях и позах

Основания для отставки правительства, как ни крути, существуют. Много аргументов «за» приводить в данном случае не нужно. Достаточно одного: падение благосостояния украинцев. К этому можно и нужно приплюсовать также низкий уровень доверия наших с вами соотечественников к тем, кто занимает руководящие посты в системе исполнительной власти.

Цифры говорят сами за себя. По результатам недавнего опроса Киевского международного института социологии (КМИС) относительно уровня доверия украинцев к социальным институтам, только 1,4% украинцев полностью доверяют действиям правительства.

Тем не менее риторика хорошо осведомленных спикеров от различных фракций свидетельствует о том, что кадрового правительственного «землетрясения» не предвидится.

От БПП о нецелесообразности отставки КМУ заявила постпред президента  в Раде Ирина Луценко. О том, что НФ не будет голосовать за то, чтобы отправить Кабмин на свалку истории, высказался экс-премьер Арсений Яценюк.

Юлит и главный радикал страны, который еще вчера криком кричал, что РПЛ костьми ляжет, однако добьется отставки «профнепригодного Кабинета министров».  Ляшко в свойственном ему театрально-постановочном жанре заявил, мол, пусть Гройсман и министры придут в парламент и отчитаются, а тогда мы примем решение. Впрочем, как принимает решения Олег Валерьевич, известно даже бабушкам, которые ввиду «покращення» от Гройсмана просят милостыню у входа в метро.

Декоративно оппозиционная «Самопомич» тоже дала задний ход и не стала педалировать тему отставки правительства. Наверняка в выработке позиции (или позы?) не последнюю роль сыграл болезненный для представителей этой фракции «мусорный» вопрос. Но это отдельная тема.

Стать Владимиром Гройсманом: начнет ли премьер свою политическую игру

Внефракционные нардепы в большинстве своем также против отставки Кабмина. Мотивация их сугубо прагматичная: не успели «отбить» деньги,  которые потратили на выборы в 2014 году.

Сложнее обстоят дела с «Оппозиционным блоком», который четко разделен на группы Левочкина и Ахметова. Интересы этих групп, понятное дело, не совпадают. Но даже если представить единство в волеизъявлении за отставку КМУ представителей вчерашней «Партии регионов», то их 43 голоса при сложившейся конфигурации не значат ровным счетом ничего.

Согласно статье 18 закона о правительстве, Верховная Рада может уволить любого министра, кроме премьера. И некоторые министры уже действительно пакуют чемоданы. В БПП устами Ирины Луценко четко и ясно дали понять, что недовольны деятельностью и.о. министра здравоохранения Ульяны Супрун.

Жесткие дискуссии, по информации Politeka, происходят вокруг «сохранения» на своих постах министра энергетики и угольной промышленности Игоря Насалика, министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Вадима Черныша, министра внутренних дел Арсена Авакова. Последнего точно не «уйдут». Подробно об этом расскажем очень скоро.

Наталия Ромашова