Уж не знаю, каким образом передается популизм — то ли вампирским укусом сзади, то ли еще как, но что-то между Гройсманом и Ляшко определенно было. Потому что Владимир Борисович перед прессой копировал Олега Валерьевича.
Что такое «стиль Ляшко»? Это абсолютная убежденность в собственной исключительности, готовность бездоказательно нести любую пургу, клеймить всех, чтобы на белом коне оказывался лишь лидер радикалов. И последний штрих — обязательно, к месту и не очень, упоминать Юлию Тимошенко «незлым тихим словом».
И чего из перечисленного не было в недавнем общении премьера со СМИ?
Вообще-то, мне казалось, что отчет — это взять утвержденную Радой программу своего правительства и пройтись по всем пунктам: выполнено, не выполнено, почему, как наказан виновный. Но не тут-то было.
Мало того, что программа правительства от роду декларативно-фонарная, как студенческая курсовая, так еще и Гройсман отчитался о выполнении того, чего в программе нет.
На ум почему-то приходят вокзальные наперсточники.
К примеру, премьер гордится, что с 1 октября запланировано повышение пенсий. А в его программе обещано еще квартальное повышение минимальной пенсии.
В отчете прозрачный намек на рынок земли, а также мутные рассуждения, что земля не может передаваться иностранцам и крупным холдингам. Но в программе о продаже — ни пол звука, только об аренде земли и поддержке фермерства.
Обещана целая антикоррупционная реформа, в отчете об этом ничего конкретного, а на деле склоки вокруг НАБУ И НАПК и лидерство в мировом рейтинге коррумпированности бизнеса.
Пишите письма: почему Гройсман не желает отчитыватьсяИ так можно разочарованно препарировать каждый раздел кабминовской программы. Граждане Украины отчетливо ощущают повышение коммунальных тарифов, а вот повышение реальных доходов происходит лишь у представителей власти, судя по их декларациям.
Но озадачивает не только это. Владимир Гройсман даже сейчас, после принятого решения СНБОУ, продолжает публично утверждать, что блокада ОРДЛО — это разработка ФСБ, реализованная ее агентами. Это он президента Порошенко, предложившего постановление о блокаде, так разоблачает?
Но в одном наш премьер действительно уникален. Обычно у наших властителей принято собственную бездарность списывать на «папередников» год, ну два. А Владимир Борисович маханул аж на девять! Оказывается, в 2008 году так неправильно управляли страной, что это не позволяет ему ремонтировать дороги, как он грозился сразу после вступления на должность!
Не так смешно, как противно.
Человек без политической биографии, без признанных заслуг перед страной, не представляет ни известную партию, ни общественное движение. Назначенец, которого Петр Порошенко за уши притащил в Киев в уверенности, что тот будет тихонько выполнять, что велят. А он вдруг раздулся, словно фурункул! И позволяет себе хамить, кого он отдаст за долги, или умничать относительно своего участия в президентской кампании.
А как насчет поведать общественности, что тобой в качестве спикера ВР и премьер-министра сделано для расторжения газового договора, который тебя не устраивает? А также других действующих экономических, культурных и прочих договоров с агрессором? Неужели аннексия Крыма и оккупация Донбасса — недостаточные поводы?
Персонаж остается на должности только потому, что голоса за его отставку в Раде есть, а вот компромиссной фигуры на премьера нет. Но как только появится, то Владимира Борисовича кышнут незамедлительно, и никто даже не вступится. Только похабничать будут насчет того, что он нам показал вместо обещанного умения управлять государством.
Именно это, кстати, уже произошло с Дмитрием Вовком, вызванным «на ковер» народными депутатами. Но руководитель нашумевшей комиссии по энергетике и коммунальным тарифом сообщил, что обижать его нельзя, потому что он — в домике. В отставке, то есть. Уволен беспрекословной рукой Петра Порошенко, не дрогнувшей при подписании указа.
Как по мне, происходящее — очередное подтверждение того, что разыгран любительский спектакль о злом чиновнике и добром президенте, беспокоящимся о народе. Очень смахивает на примерку сценических образов на предстоящие выборы. Вот только Гройсман подпортил картинку, приписывая увольнение Димитрия Вовка себе.
Зато с главой Национального банка Валерия Гонтарева все наоборот. Она в очередной раз бескомпромиссно, но безрезультатно подалась в отставку. Редкий случай, когда чиновник столь высокого уровня так настойчиво рвется на волю, а его решительно не отпускают.
Отставка главы Нацбанка: от кого и куда бежит ГонтареваПричем НАБУ и даже Генпрокуратура ведут по Нацбанку расследование о хищении таких космических сумм, на которые без руководства ну никак не замахнуться. А пребывание на должности у нас является формой чиновного иммунитета. Сильнее которого только сдача высокопоставленных подельщиков финансовым органам США.
То, что президент Порошенко не желает до лета отпускать Гонтареву из Нацбанка, означает, что она должна выполнить «дембельский наряд». Нечто связанное с крупными финансами. И мы помним, что через рефинасирование «своих» банков власти удалось саккумулировать значительные средства.
Опять же через тарифы собраны дополнительно от 7 до 9 млрд грн, а «Нафтогаз» вообще показал прибыль 26,5 млрд грн. На эти деньги можно не только минималку поднять. Можно создать у малоимущих (они же — малодумающие) граждан иллюзию долгожданного повышения благосостояния. И, как верно заметил Игар Тышкевич, это характерный признак возможности досрочных выборов.
А вопрос о таких выборах в Украине, как и перспективы самой Украины, мог решиться в Москве во время переговоров госсекретаря США Рекса Тиллерсона и президента РФ Владимира Путина. Но, к счастью, пока не решились.
Слушая Сергея Лаврова, хочется крикнуть: «Да подымите же ему веки и вставьте спички!». Потому что в упор не видит фактов противоправной подлой деятельности России, которые уже видит мир.
Но Путин не дипломат, Вия изображать не может. Поэтому США и РФ смогли в Москве лишь зафиксировать подходы и позиции.
Россия Путина по сравнению с США слаба и в военном, и в экономическом смысле. Поэтому занимается гибридностью: называет черное белым, гордится несуществующими победами и глумится над выдуманными неудачами противников.
Слабой России приходится пускать пену, изображая из себя невменяемого — «Держите меня семеро, а то всех порешу»!
Штаты — сильные, они не только угрожают, а делают: сначала раздолбали аэродром в Сирии и только потом заявили. Сильный может называть вещи своими именами: Асад — массовый убийца, он не может оставаться у власти. Северной Кореей правит диктаторский режим, с которым пора кончать. Крым аннексирован, он не входит в состав России. Война на Донбассе идет при прямом участии России.
Вот это и прозвучало на предварительном этапе между Тиллерсоном и Лавровым. В том смысле, что Штаты настаивают на том, что считают правильным, а не торгуются баш на баш: Сирию на Украину и бонусом признание недоимперии супердержавой плюс снятие санкций.
От поправок к «закону Савченко» до контроля бедности: самые абсурдные планы ВРНо Тиллерсон подтвердил, что Штаты не отказываются от диалога. И только поэтому состоялась вторая — главная — часть переговоров. В которой существенного сближения позиций тоже не произошло. А готовность Путина вернуться к обмену информацией о действия в Сирии — это понимание того, что лучше быть предупрежденным и вовремя сделать ноги, чем надувать щеки о непроходимом ПВО и поймать полсотни крылатых ракет себе на одно место.
Так что переговоры, а также провокации еще предстоят. Но принципиально важно, что администрация Дональда Трампа продолжит гнуть свою линию сильного. С Россией или без нее. И Украина с президентом, премьер-министром и прочими мнящими себя великими будет значима для Штатов только в случае, если сама начнет что-то из себя представлять.
Ну, или если нас, не дай Бог, как сирийцев траванут каким-нибудь V-газом.
Александр Кочетков, специально для Politeka