Марина Данилюк
Марина Данилюк, журналіст

В НАТО полноправно пока не берут. Морских пехотинцев вместо наших пацанов на Донбасс не пришлют. Попросили делать реформы и слушать советы.

Некоторые граждане излишне пессимистичны, другие – пошли открывать шампанское. Объясню на пальцах, почему и то, и другое плохо.

1. Декларация НАТО по украинскому вопросу – неоценимая поддержка, инструкция по употреблению. Если бабушки у дома, эксперт 112, Ляшко, Тимошенко, всезнающий полковник Гриценко расскажут вам, что “Запад продал нас, как раба на невольничьем рынке России”, тыкайте носом в эту декларацию.

2. Совершенно ясно, что вопрос выживания, сохранения нашего государства – всецело в наших руках. Как и многие романтики, я хочу уже завтра быть в НАТО и смотреть кинобоевики, где наши парни наваливают бурятам и чеченцам.

Пока лишь война может нас сблизить с НАТО

Однако, есть ожидания, а есть реальность. Последняя говорит, что армии нужны деньги, огромные деньги. Петр Порошенко, как главнокомандующий, и Владимир Гройсман, как премьер, должны понимать, что ответственность за то, чтобы у солдата была вовремя зарплата на карточке и хороший автомат в руках – лежит в первую очередь на них.

Когда половина фракции БПП саботирует закон об спецконфискации, отказывается вносить по полгода в повестку дня закон об оборонном заказе – это тоже не красит президента и премьера, как ключевых ответственных лиц за оборону и безопасность.

3. Реакция граждан на результаты саммита, многократные заявления, что “нам что-то должны были дать, а нам не дали”, “нас игнорируют” – тоже ещё один важный звоночек. Десятилетиями образ НАТО стараниями многих политиков (ПР, КПУ, Витренко) был демонизирован и преувеличен. Люди представляли НАТО армией терминаторов, готовых воевать хоть с роботами, хоть с армией орков из “Властелина колец”.

После вторжения России многие из этих граждан вспомнили о НАТО – как о спасении и надежде. Дополнительном ресурсе, который придёт на фронт воевать с русскими вместо наших парней, наскоро набранных в военкоматах депрессивных городков всея страны.

”Нам слід об’єднатися від Балтійського моря до Каспійського. Створити пояс протистояння Кремлю”

Но тут и есть главный ключик. НАТО – это в первую очередь высокие стандарты для своей армии. Я вспомню июнь 2014 года, когда ВСУ уже были задействованы на Донбассе, но состояние их было очень и очень плачевно. Морально, материально, с человеческими ресурсами было вообще как плохо. Военная логистика была на нуле, если бы не волонтеры и остатки толковых чиновников.

Военная медицина неплохо складывала поломанные кости, но совершенно не знала, что делать с множественными осколочными ранениями и нейрохирургией. С реабилитацией военных тоже была беда-бедой. Когда НАТО предлагает комплексный пакет помощи, он касается именно этих сфер, чтобы мы подтянули хвосты и не отставали от цивилизованного мира.

4. Отдельно. Профессия военного это в первую очередь – работа. В хорошей армии количество профессионалов в разы больше, чем лодырей и инфантильных пустышек. В хорошую армию нужен классный и обученный специалист, который во время защиты Родины не будет отвлекаться на то, есть ли у его ребёнка деньги на школьный обед.

Есть маленький тест для определения качества армии, это ответ на вопрос: “Готов ли я отправить сына в военный институт?”. Если нет, возвращаемся к поиску денег, реформированию ВСУ.

5. Что я вижу сейчас. Еженедельно во время работы Верховной Рады в порядке сессии стоит около десятка различных законов, реформирующих сферу обороны. Это то что можно сделать сейчас, до вступления когда-то в НАТО.

Помножити себе на нуль і виїхати до Ростова

Президент, Гройсман должны проявить волю и прислушаться, что говорят комбаты, что хотят военные, что предлагают партнеры по коалиции. Реформой ВСУ не будут заниматься популисты Юлия Тарифенко и Оффшор Ляшко. Им это не нужно, они хотят перевыборов.

А вот здравые смыслы – это задача серьезная.