Как показывают действия силовиков, не только уличные протесты ведут к политическим «посадкам» по не политическим статьям УК.
Известный оппозиционер Алексей Навальный попал под пресс. Алексей Навальный неоднократно заявлял, что наиболее приемлемым, по его мнению, на выборах в госдуму 2011 года является голосование «за любую партию, против Единой России». Хотя сам Навальный отказывается от авторства, данная позиция получила распространенное название «вариант Навального». Об опозиционной деятельности Навального сказано много, он один из организаторов выступлений на Болотной площади и публичное лицо оппозиции.
Уголовное дело в отношении Алексея Навального по ч. 4 ст. 159 («Мошенничество в особо крупном размере»), было возбуждено 13 декабря 2012 года, за день до несогласованной акции оппозиции на Лубянской площади. 20 декабря обвиняемыми по этому делу стали сам Алексей и его брат Олег Анатольевич Навальный 1983 г. рожд. Следствие заявило, что Олег Навальный, будучи сотрудником «Почты России», выяснил, что компания «Ив Роше Восток» нуждается в услугах по перевозке грузов из Москвы в регионы, после чего Алексей Навальный через подконтрольное ему ОАО «Главное подписное агентство» заключил договор на оказание транспортных услуг с французской компанией. В соответствии с ним «Главное почтовое агентство» получило за 4,5 года оказания услуг 55 184 767 рублей, из которых заплатило 31 598 750 рублей ОАО «АвтоСАГА» за непосредственно оказанные «Ив Роше» транспортные услуги, остальные деньги, якобы, «похитив». По версии следствия, посредническая деятельность и установление «завышенной цене» и являлись мошенничеством в особо крупном размере. Навальному грозит срок до 10 лет тюрьмы.
Не только публичные оппозиционеры попадают под пресс силовиков за опозиционную деятельность. Небольшое оппозиционное объединение Гражданское Мужество вело активную «подпольную» оппозиционную работу. Участники разбрасывали по почтовым ящикам листовки с призывами к гражданам выйти на улицу. Один из участников ГМ, А. Соламатин (блогер и художник sava), для сбора людей на Болотную, в качестве редактора организовал выпуск регулярной однополосной газеты «За честные выборы», в которой собрал множество фактов нарушений на выборах, инструктировал наблюдателей и призывал не признавать власть, фальсифицирующую выборы. Его отец, будучи наблюдателем на выборах выявил свыше 250 нарушений, что очень много даже по меркам целой партии.
От друзей и родных блоггера мы узнали что примерно через месяц после выпуска первого тиража с ним «проводили беседу» сотрудники ФСБ, настоятельно рекомендуя не просто прекратить работу, но и сместить оппозиционную тематику «в правильное русло», на что блоггер ответил молчанием, а вскоре, недооценив возможные действия силовиков, попытался выпустить и распространить следующий тираж.
События развивались молниеносно. Силовиками было установлено, что блогер, кроме оппозиционной деятельности, с института числится учредителем строительной фирмы, в которую он вложил деньги более 10 лет назад вместе с сокурсниками. Он же являлся автором нескольких книг по строительству и архитектором проектов, по которым фирма более 10 лет вела довольно успешную точечную застройку, имела дипломы и награды. Благодаря доле в этой фирме блогер финансировал тираж газеты, которая собрала тысячи людей на Болотную.
Счета компании были арестованы. На обысках изъяли компьютеры и серверы. Строительство встало. Далее за полгода следствия появились сотни заявлений от граждан, строительство домов которых было остановлено. Следствие использовало эти заявления чтобы открыть в отношении строительной фирмы статье 159 УК РФ, а подозреваемым тут же сделали не директора или бухгалтера, а одного из участников фирмы – а именно опозиционера и блогера Саву. На обысках по этому делу, из квартиры матери блогера изъяли тираж газеты.
Редактор-оппозиционер не учел, что ведение активной политической борьбы в РФ не совместимо с долевым участием в любом бизнесе. Несмотря на то что блоггер более 3х лет никак не участвовал в деятельности фирмы теперь ему угрожает срок до 10 лет тюрьмы, а его родных регулярно навещают «сотрудники» предупреждая о недопустимости «расшатывания власти в стране» и обещая «решить проблему с помощью условного срока» если блоггер одумается. Учитывая политическую мотивацию следствия, здоровым из тюрьмы ему вряд ли удастся выйти если вообще удастся. Ни тот факт что блогер не является руководителем фирмы и по закону не может быть привлечен к ответственности за ее деятельность, ни десятилетний положительный опыт работы компании «до болотной» не смутили силовиков, ведь факт финансирования фирмой акций ГМ, подтвердили уже сами участники организации.
11 апреля 2013 года было возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере» в отношении Михаила Саввы. Ему вменили хищение бюджетных средств, выделенных администрацией Краснодарского края на гранты. По версии следователя ФСБ, при реализации программы «Построение мира», на которую получен федеральный грант, Михаил Савва не провел социологического исследования, которое было указано в бюджете. Саава является активным правозащитником и опозиционером и его преследование для большинства так же, так же как и в предыдущих случаях, является очевидным политическим заказом. Директор Института этнологии и антропологии РАН В. А. Тишков после ареста Саввы заявил: «… Ребята в СК и ФСБ, видимо, имеют установку давить всех, кто пытается чего-то возражать обыскам и изъятиям».
По словам Саавы основания для протестных настроений в Краснодарском крае есть, и они очень серьезные. Первое — это глубокое чувство ущемленности, дефицит справедливости у населения. Саава неоднократно заявлял, что за нулевые годы в России сформировался новый правящий класс. Это бюрократия — чиновники в погонах и без погон — любые. Их возможности неимоверны, их права значительно выше, чем права всех остальных людей, и это стало, в привязке к информации о фальсификациях на последних думских выборах, спусковым крючком для массовых протестных действий.
Путинская Россия все больше походит на Сталинскую. Власть активно использует любые, в том числе не политические статьи УК, для прессинга активистов и опозиционеров несогласных с существующим порядком. В случае политического заказа, тем более в период выборов и активных протестов Российские силовики продолжают действовать по принципу «был бы человек, а дело найдется» и применение 159 статьи УК не единственная практика применения «не политических» статей для прессинга оппозиционеров.