Последние события в жизни мирового православия, не могут не задевать даже агностиков и атеистов
Фактически на наших глазах разворачивается историческая драма раскола одной из ветвей христианства. И Украина находится в эпицентре этих событий, об этом рассказал Виталий Кулик, изданию Хвиля.
РПЦ потеряла “каноничность”
Для невоцерковленного, да еще и атеиста канонические разборки служителей культа не имеют добавленной стоимости. Можно только придаваться циничному аналитическому препарированию проблемы.
И так. РПЦ и Константинопольский патриархат вошли в противостояние, которые уместно определить как раскол.
15 октября 2018 года в Минске на заседании Синода Русской православной церкви было принято решение: “посягательство на чужие канонические уделы… делает невозможным для нас (РПЦ- авт.) продолжение евхаристического общения с иерархами, духовенством и мирянами» Константинопольского патриархата.
На обычном языке – это заявление Московского патриархата о расколе с всемирным православием.
Москву в православном мире поддержит только две-три православных церкви из 14: Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х, Патриарх Сербский Ириней и особую позицию будет занимать Каталикос Грузинской православной церкви Илия II. Не исключено, что в других православных церквях найдется с десяток иереев, симпатизирующих Кириллу, но маловероятно, чтобы они «делали погоду» у себя на родине.
Естественно, будут попытки «отыграть» ситуацию. Пока еще Кирилл и Варфоломей не наложили друг на друга анафемы (хотя в рядах РПЦ такие идеи имеют многих сторонников), мосты окончательно не сожжены.
Иоанн Х призвал к созыву Всеправославного собора для чтобы выйти из кризиса. Но созывать собор ради “хотелок” Москвы никто не будет.
Напомню, именно Москва в свое время и проигнорировала проведение Всеправославного собора на Крите в 2016 году. Патриарх Константинопольский Варфоломей возлагал на него огромные надежды. На подготовку собора ушло 55 лет, были приглашены представители 14 существующих православных церквей, имеющих более 300 млн последователей по всему миру. Но Москва и ее сторонники тогда не приехали и, даже частично, осудили Критский собор.
Обьявив “полное прекращение евхаристического общения” с Константинополем, Москва становится “неканоническим раскольником” — термин взят у одного из иереев МП. Священники РПЦ не могут посещать по духовным делам Афон, а веряне Московского партриархата не могут там причащаться. Простым туристами можно.
В некоторых российских СМИ уже начали распространять фантазии о том, что “старцы Афона” “анафемствуют Варфоломея”. При этом авторы таких рассуждений упускают из вида то, что церковная автономия на Афоне находится под прямым управлением Константинопольского патриарха. Известны случаи, когда после обращения Фанара греческая полиция применяла силу к бунтующим монахам и выдворяла их из монастырей. В 2011 году суд в Салониках приговорил 14 монахов афонского монастыря Эсфигмен к 6 месяцам тюремного заключения «за незаконную оккупацию зданий монастыря». Поэтому, никакого бунта на Афоне не будет.
Потеря РПЦ статуса единственно канонической церкви в Украине, уход Московского патриархата в церковный раскол, будет способствовать переходу значительной части приходов и верян УПЦ МП в будущую Украинскую поместную православную церковь. И тут начинается самое интересное.
В некоторых уставах выписано право вето на решение приходского совета со стороны вышестоящего епархиального руководства, а в некоторых нет.
Если приход примет решение уйти из раскольнического МП в каноническую поместную церковь, то вполне может это сделать со всем полагающимся приходу имуществом: зданием церкви, утварю и пр.
А вот если договора об аренде, имущественные права на землю, церковные строения и пр. находятся не у приходов, а в управлении епархий, то “приходы – отступники” не смогут забрать их с собой. Для этого нужно “добро” архиепископа. Количество высших священников – сторонников автокефалии в УПЦ МП, тем более имеющих солидные административные посты в церкви, не настолько велико.
В последние полгода, вероятно предчуствую недоброе, УПЦ МП инициировало процесс передачи имущественных комплексов своих приходов в управление епархий.
Схема проста как рейдерский захват: епархия УПЦ МП обращается к местному совету с просьбой передать в безвозмездное пользование ей то или иное культовое помещение. Такие вопросы почти всегда подмахиваются в исполкомах и выносятся на сессию местного совета. Кто же будет сориться с церковью? Обычно голосуют без проблем. В итоге имущество забрано у приходской громады и отдано попам с большими крестами на рясе.
Похожий прецендент сейчас имеет место в Запорожье, где горсовет планирует подарить МП 136,10 кв. метра культовой постройки, расположенной в 10й горбольнице. Раньше эту цервушку арендовал приход храма св. Фалалея и Трофина. Теперь она уйдет в Запорожскую епархию к небезызвестному митрополиту Луке. Если Запорожский горсовет не опомнится.
По сути, руководство Московского Патриархата в Украине не доверяет своим простым священникам и верянам. Вдруг переметнутся… И по-тихому конценрирует в своих руках недвижимость Церкви. Недвижимость то всегда в цене… А где здесь Бог?
Напомним, Константинополь поставил РПЦ на место ультиматумом по Украине.
Как сообщала Politeka, московский патриархат уличили во лжи, обнародован исторический документ: автокефалия давно наша.
Также Politeka писала, что патриарха Кирилла подняли на смех за «ангела с винтовкой» на встрече.