— Самый главный сегодня вопрос – как чувствует себя бизнес в нашей стране?
— Чтобы даже поверхностно оценить ситуацию в украинском бизнесе, достаточно пройтись по Крещатику. В центре города огромное количество коммерческих помещений, которые сдаются в аренду. Многие – уже давно. Их никто не снимает. Это лишний раз говорит о том, что в нашей стране все меньше людей могут себе позволить вести бизнес.
Быть бизнесменом в нашей стране стало не просто не выгодно, но и очень накладно. Молодежь и люди среднего возраста бегут из Украины. Те, кто может и хочет работать, имеют ум и возможности, пытаются уехать в поисках лучшей жизни. Не потому, что они не любят Украину. Они не могут жить и работать в таких условиях и при таких законах.
Ведь у нас полностью игнорируют известный факт: богатство страны — это не полезные ископаемые, а генофонд нации. В Украине генофонду создают такие условия, при которых можно только выживать, но не жить. По данным госсекретаря Венгрии за прошлый год, почти 94 тысячи наших сограждан получило венгерские паспорта. Если так будет продолжаться дальше, в Украине скоро останутся только инвалиды, пенсионеры и дети. Вот скажите, такое государство может быть успешным?
— Но у нас постоянно заявляют о намерении смягчить условия для ведения бизнеса.
— Я приведу лишь один пример так называемого «смягчения условий». Недавно Национальный банк ввел запрет на предоплату товара, поставляемого из другой страны. Получается, сегодня бизнесмен не может внести предоплату и ввезти товар в Украину. Ни одна западная кампания не поставит товар сюда без предоплаты.
По новым правилам, средства можно оплатить через 60 дней после поставки товара. Это абсурд в нынешних условиях. Если бы мы были страной с безупречной инвестиционной историей, которой доверяет весь мир – может быть. Но за последние 7 лет инвесторы, которые зашли в Украину в условиях открытого рынка – потеряли все, что имели. Их «кидали», обманывали, путем теневых схем забирали товары за копейки. Делали все, чтобы отвадить зарубежных инвесторов и потерять остатки доверия к стране. Поэтому, логично, что сегодня доверия нашей стране нет.
У предприятий-импортеров остается только один вариант – уходить в тень. Поэтому им приходится переводить деньги в офшоры, покупать товар по предоплате и потом уже завозить его в Украину. Налоги от таких сделок не поступают в бюджет страны.
Вот живой и яркий пример «облегчения ведения бизнеса». Такая политика Нацбанка и государства в целом окончательно добьет бизнес, который итак едва сводит концы с концами. Ведь за последний год в нашу страну не зашло никаких инвестиций, кроме кредитов МВФ. Никто не хочет сюда вкладывать деньги.
— Наверное, не только усложнение поставок импорта заставляет предпринимателей уходить в тень?
— Конечно. В Украине вся система законов и налогов построена так, что выполнить все правила просто невозможно. Предпринимателю необходимо кормить семью и содержать нескольких работников. И когда приходит проверка из фискальной службы — все прекрасно понимают, что как бы бизнесмен не старался, его будет за что штрафовать.
Выполнить все правила и вести бизнес практически невозможно. Поэтому у человека просто не остается выбора, кроме как уйти в тень. Разве сложно создать условия, чтобы никто бы ни от кого не прятался?
— Хорошо, а вы можете привести пример людей во власти, которые идут на сотрудничество с бизнесом?
— Например, глава Государственной фискальной службы Киева Людмила Демченко. Я сам убедился, что человек на своем месте. Она все делает для того, чтобы облегчить работу предпринимателя. Это как живой пример конструктивного сотрудничества работника фискальной службы и представителей бизнеса.
Но это только один пример. Ведь в Украине за последний год количество надзорных ведомств существенно выросло. Теперь борцов с коррупцией скоро станет больше, чем самих коррупционеров. Ну и конечно все ведомства имеют широкие полномочия по проведению проверок среди предпринимателей.
Что там говорить, у нас даже СБУ занимается проверками бизнеса, что само по себе абсурдно. Возьмем, например, Великобританию – вы можете себе представить, чтобы МИ5 – аналог СБУ – занималось проверками бизнеса? Нигде в Европе, кроме Украины и России, такое попросту невозможно. У нас же является рядовым случаем.
— Какие настроение сейчас в среде предпринимателей и бизнесменов Киева?
— Настроения довольно печальные. Ситуация в столице не сильно отличается от страны в целом. На бизнес влияют и объективные факторы: низкая покупательская способность населения, смена приоритетов поведения потребителей и, как следствие, снижение объемов продаж. У отечественного покупателя мало денег, он не хочет с ними расставаться, и все чаще ориентируется на снижение затрат: скидки, распродажи, более дешевый товар, более длительное использование товара.
Ведь о какой покупательской способности мы можем говорить, если заработная плата врачей, педагогов составляет порядка 40-45 долларов. У людей остается единственное желание – выжить. Их рацион предельно ограничен. Соответственно, это тоже сказывается как на мелком, так и на среднем бизнесе.
В результате торговый сегмент рынка монополизируется, при том, что в торговле и услугах в Украине заняты 64% частных предпринимателей.
— Готовы ли украинские предприниматели во что-то инвестировать и развивать бизнес?
— Сейчас никто не задумывается об инвестициях. Все сосредоточены на банальном выживании.
— Но позвольте, в первом квартале этого года Государственная служба статистики зафиксировала рост экономики в 0,1%. Разве это не позитивный показатель?
— А вы посмотрите, как поднялись тарифы – в несколько раз на все коммунальные услуги. Соответственно, это и вызвало небольшой рост экономики – только из этих средств.
Так как бизнес во многом работает в тени, благодаря нашему законодательству, государство решило взяться за тех, у кого деньги «под подушкой». Благодаря натуральному грабежу населения мы можем наблюдать этот незначительный подъем экономики. Инвестиций наша страна как не получала, так и не получает. На данный момент наша экономика находится на уровне 2003 года. И пока что нет предпосылок, что в ближайшее время что-то изменится к лучшему.
Для украинского бизнеса нужна экономическая революция по примеру Грузии. Мне кажется, реформы Кахи Бендукидзе были бы очень кстати в нашей стране. Но это система открытого рынка. По таким правилам наши олигархи играть не готовы. В Украине привыкли к «договорнякам» и монополиям. И уж никак не к открытому рынку. Это, кстати, напрямую сказывается уровне зарплат для специалистов. Сама система закрытого рынка создает такие условия, при которых, к примеру, есть только один монополист работодатель, и много соискателей на одну вакансию.
По данным статистики, у нас уровень безработицы вырос до 9,9% населения по сравнению с 9,1% по итогам 2015 года. В реальности ситуация намного хуже. Загляните на любой сайт трудоустройства – огромное количество резюме самых разных специалистов. Работы мало. Хорошей работы еще меньше. Падение экономики отразилось на рынке труда.
— Так что, предприниматели ждут очередных, понятных правил игры?
— Все ждут не очередных правил игры, а нормальных законов, которые устроят все слои населения и позволят людям жить и развиваться, а не выживать.
— Что же нужно делать, чтобы оживить бизнес?
— Первое и самое главное – нам необходимо взять для себя за основу западную систему либеральной экономики и дать свободу бизнесу. Посмотрите на современные западные экономические тенденции – законы дают возможность вести бизнес практически в любой стране мира. И зарубежным предпринимателям открывается возможность беспрепятственно вести свою деятельность в этой стране. Это делается для максимального привлечения инвестиций.
В Украине же, с точностью до наоборот, создаются условия, при которых ни один адекватный инвестор не придет на наши рынки. Сегодня мы видим, что большинство иностранных предприятий за последние 7 лет ушли из Украины. Те, кто остался, несут убытки. Украинские же законы не позволяют свободно заниматься бизнесом. И пока все министерства в Украине будут служить фирмами для собственного заработка, ситуация будет только ухудшаться.
Но это не значит, что нужно посыпать голову пеплом и сложить руки.
Ассоциация и бизнес продолжают работать, мы пытаемся наладить диалог с властью, искать компромиссы, предлагаем свои инициативы по изменению в законодательство. Мы надеемся на новое правительство, налоговый кодекс – который будет принят с учетом пожеланий представителей бизнеса, а не только интереса монополистов и чиновников.
Андрей Сухраков