— Согласно закону о жилищно-коммунальных услугах, тарифы формируются не на основе рыночной величины, а согласно уровню социально-экономического развития, который достигнут в стране. Это четко указано в пункте 4, статьи 2 закона о ЖКХ. В этот пункт изменений никто не вносил, а это значит — что его нужно выполнять.

Основная проблема — это  абсолютный дисбаланс и несоответствие уровня заработных плат и действующих тарифов. Средняя зарплата у нас составляет меньше 5 тысяч гривен. А платежка будет на уровне 3 тысяч.

Не думаю, что население будет платить не больше 15-20% от своего дохода. Доходы у людей на самом деле очень низкие. Эта зарплата просто физически не позволяет работающему человеку оплачивать счет на коммунальные услуги, который ему придет.

Когда антимонопольный комитет заинтересуется Киевенерго?

Кроме того, работающих людей в Украине не так много — всего лишь 40%. Остальные потенциально могут претендовать на субсидии. Говорят, что население будет платить 15-20% от своих доходов. Думаю, на самом деле это будет и 60, и 80%. Людям придется экономить на еде и собственном здоровье.

— Но ведь тарифы нужно было повышать?

— Да, но постепенно, на протяжении 8-10 лет. Сделать это за два года в нынешних условиях, когда у нас военный конфликт, трехкратное падение гривны по отношению к курсу доллара, когда у людей сгорают депозиты и банковские вклады, невозможно. Повышение тарифов нужно было растянуть на более длительный период и в пропорциях. В этих пропорциях необходимо было повышать социальные стандарты.

Тогда было бы все нормально и разумно. Мы пришли бы к европейским тарифам не через год-два, как это сделали сейчас, а через 6-8 лет. Сейчас в бюджете есть где-то 20% от необходимых средств. Нужно примерно 100 миллиардов гривен, а есть 45. Из них 25 уже потрачены за первые 5 месяцев. До конца года осталось еще 20. А многие субсидии еще не оформили. Затраты могут вырасти в 2-4 раза, в зависимости от количества людей, которые за ними придут. Таких денег в бюджете нет.

— Поднятие тарифов ЖКХ требовал МВФ.

— Если посмотреть на первые заявления МВФ, когда только затевалась сама реформа в тарифообразовании и энергетике, основной проблемой была нагрузка на государственный бюджет. Чтобы снизить ее, начали реформу. Но к концу года нагрузка на бюджет еще и возрастет. Если раньше государственным предприятиям давали дотации, то сейчас они называются по другому — субсидии. Сума будет той же, возможно даже большей.

 

Кличко фото
Виталий Кличко, мер Киева:

— Повышение тарифов может привести к коллапсу жилищно-коммунальной сферы. Сейчас долги за оплату жилищно-коммунальных услуг только в Киеве — более 1 миллиарда гривен. Есть угроза, что из-за повышения тарифов задолженность может вырасти вдвое, а это — путь к коллапсу ЖКХ.

Наша задача — сделать так, чтобы люди могли оплачивать счета. Ведь тарифы повышаются, но пенсии и зарплата остаются на том же уровне. Поэтому мы обратились к парламенту и правительству, чтобы отменить постановление 758 и пересмотреть тарифы. Мораторий, принятый Киевсоветом, будет действовать до 1 октября. Надеюсь, что этого времени будет найден способ решить проблему справедливых тарифов.

 

Розенко
Павел Розенко, вице-премьер-министр Украины:

— Украинцы почувствуют эффект повышения тарифов только с октября. Но, во-первых, для тех, кто использует газ, есть возможность использования госпрограммы по уменьшению платы за потребление газа, используя энергосберегающие технологии.  Таким образом можно уменьшить использование газа и электроэнергии для частных домов.

Во-вторых, есть программа субсидий. Люди, которые получили субсидии — а это 5,5 миллионов украинских семей — знают, что им волноваться не стоит. Государство в полном объеме компенсирует им повышение цен на жилищно-коммунальные услуги.

Галина Остаповец