11 мая Эка Згуладзе подала в отставку с поста первого заместителя министра внутренних дел Украины. До этого свои должности покинули и другие представители команды Михаила Саакашвили – заместитель генпрокурора Давид Сакварелидзе и министр здравоохранения Александр Квиташвили. Если большинство грузинских политиков оставили свою страну добровольно, то Саакашвили уехал из Грузии под давлением после вступления в должность нового президента Георгия Маргвелашвили в ноябре 2013 года и проигрыша на парламентских выборах 2012 года. Позже Саакашвили был объявлен во внутригосударственный розыск.
30 мая 2015 года Саакашвили был назначен главой Одесской ОГА и принял украинское гражданство. Осенью того же года ставленник Саакашвили на выборах мэра Одессы Александр Боровик проиграл выборы пророссийскому кандидату Геннадию Труханову. В декабре 2015 года власти Грузии лишили Саакашвили грузинского гражданства. По мнению политика, это было сделано для того, чтобы не допустить его участия в парламентских выборах в октябре 2016 года.
Саакашвили вступил в конфликт с рядом политиков. Самой нашумевшей стала его публичная перепалка с главой МВД Арсеном Аваковым на заседании совета реформ в декабре 2015 года. Также губернатор Одесской области неоднократно обвинял тогдашнего премьер-министра Арсения Яценюка в коррупции, отсутствии реформ и попустительстве олигархам. Не обошел он своим вниманием и влиятельного в Украине бизнесмена Игоря Коломойского, обвинив его в причастности к контрабанде.
Во вверенном регионе Саакашвили анонсировал несколько инфраструктурных проектов, в частности модернизацию дороги Одесса — Рени.
Однако проект не был реализован. Одной из преград в этом процессе политик назвал «кавказскую мафию», но не уточнил, кто это.
Саакашвили неоднократно заявлял, что не исключает своего возвращения в Грузию после очередных парламентских выборов в октябре 2016 года. Главным политическим оппонентом он считает бывшего премьер-министра Грузии Бидзину Иванишвили (2012-2013), российского миллиардера и самую влиятельную фигуру в партии «Грузинская мечта».
О шансах Саакашвили вернуться в политику Грузии, о будущем стран Кавказа и перипетиях грузинской политики в интервью Politeka рассказал профессор Государственного университета Илии (Грузия) и журналист Олег Панфилов.
Панфилов переехал жить и работать в Грузию в 2009 году из России, тогда же он получил грузинское гражданство, которое было ему даровано президентом Грузии — Саакашвили. Работал на русскоязычном телеканале «ПИК» («Первый информационный Кавказский»), который был закрыт в конце 2012 года, после того как Бидзина Иванишвили и его партия выиграли парламентские выборы в Грузии.
Politeka: Недавно свой пост заместителя министра внутренних дел Украины покинула Эка Згуладзе. Скорее всего, грузины будут уходить в отставку и дальше. Как вы оцениваете деятельность команды Саакашвили?
Олег Панфилов: Я буду необъективным в оценке грузинской команды. У нас маленькая страна, и мы все друг друга как-то знаем. Все грузины, которые работают сейчас в Украине, сделали шикарные реформы в Грузии. Но применять опыт грузинских реформ в Украине оказалось не слишком простым делом. Однако полезным, чтобы показать, что можно сделать со старой постсоветской системой бюрократии. Думаю, в Украине очень трудно изменить ментальность людей в плане борьбы с коррупцией.
Politeka: Почему?
Олег Панфилов: В Грузии за последние 12 лет из лексикона исчезло много слов: «взятка», «откат», «пристроить кого-то» и что-то подобное. Поэтому изменилась система и образ жизни, а в Украине — нет. Люди продолжают давать взятки едва ли не каждую неделю, а когда были гаишники, то давали часто. Люди не понимают, что давать взятку — это преступление. Взяточничество — это признак развала. Таких нюансов достаточно много, которых в Грузии нет, а в Украине все еще есть.
Politeka: Этой осенью в Грузии выборы. У кого какие шансы?
Олег Панфилов: Грузия очень живая страна, где предугадать, кто победит, невозможно. Могу точно сказать, что рейтинг нынешней правящей партии «Грузинская мечта» просел. Они не выиграют выборы, но попадут в парламент. Партия Саакашвили может набрать больше, чем четыре года назад. Сейчас создаются другие политические проекты, как правило, бывшими соратниками Саакашвили. Если они смогут до октября активизироваться, то может так случиться, что победит прозападная коалиция. У «Грузинской мечты» большой антирейтинг.
Politeka: Михаил Саакашвили может вернуться в грузинскую политику?
Олег Панфилов: Конечно. Он «энерджайзер», и его остановить невозможно. Я не знаю, как он вернется в Грузию, это возможно только после победы над «Грузинской мечтой», когда не будет уголовного преследования Михаила Саакашвили. Гражданство Саакашвили сможет получить указом президента, как я когда-то получил. Думаю, он приедет в Грузию.
Politeka: Грузия сейчас парламентская республика, он может стать премьер-министром?
Олег Панфилов: Да, может. Когда Саакашвили уходил с должности, Грузия стала парламентско-президентской республикой.
Politeka: Как оцениваете годы фактического правления Бидзины Иванишвили? Кто он такой?
Олег Панфилов: Первое: говорят, что он миллиардер, его состояние 7,5 млрд долларов США. Но надо уточнить, что он русский миллиардер. Второе: это малообразованный человек, который плохо говорит и по-грузински, и по-русски. Третье: он хранитель «общака», который, вероятно, принадлежит партнерам Иванишвили – бывшему российскому сенатору Виталию Малкину и бывшему российскому бизнесмену Аркадию Гайдамаку (израильско-французский предприниматель. – Ред.), а может, и кому-нибудь еще. Это не его деньги, но своим участием в выборах он решил купить страну. Однако Грузию нельзя купить надолго. Тем более ни одного обещания он не выполнил.
Politeka: Что ждет Южный Кавказ с учетом последнего обострения между Азербайджаном и Арменией?
Олег Панфилов: У Азербайджана, на мой взгляд, хорошее будущее. Азербайджан – партнер Турции. Он может поставлять свою нефть и газ в Турцию и в Европу через Грузию. Скорее всего, Азербайджан станет транзитером туркменских энергоресурсов, которые пойдут через Транскаспийский газопровод.
У Грузии благополучное будущее. Тбилиси идет к членству в НАТО и ЕС. Страна будет развивать туризм и транзитный потенциал.
На территории Армении военная база РФ, и это партнер Москвы. Много армян уезжает работать и жить в Россию. Это уже не только политическая, но и ментальная близость. Будущее Армении во многом связано с будущим России, а будущее Южного Кавказа отчасти зависит от Армении, сможет ли Ереван выстроить отношения с Россией, Турцией и Азербайджаном. Это открытый вопрос.