В документах, в частности, всплыли фамилии многих чиновников, политиков и политологов, которые получали различные суммы за оказанные услуги от ПР. Фигуранты лично расписывались за полученные деньги в специальной «амбарной книге». Среди известных лиц — глава ЦИК Михаил Охендовский (речь идет о жалких $1,5 тыс.), экс-министр юстиции Елена Лукаш, экс-министр иностранных дел Леонид Кожара и многие другие.
Также из документов стало известно, что Янукович финансировал партии «Наша Украина» и КПУ.
Всего обнародовано распределение $66 млн долларов за шесть месяцев 2012 года (притом что в документах, переданных в НАБУ, речь идет о $2 млрд). Деньгами распоряжались депутаты-регионалы Евгений Геллер и Виталий Калюжный.
Politeka поговорила с политологом Виктором Небоженко о том, как «амбарная книга» партии Виктора Януковича повлияет на расстановку сил в сегодняшней политике, кому окончательно спутает карты, а кто выедет из скандала на белом коне.
– Вас что-то удивило в появившихся документах?
– На самом деле все примерно знают, кто и как берет. Но никто никогда не думал, что люди расписываются за взятки и за тайную работу. Одно дело, когда берете в долг или делаете какую-то работу – тогда обязаны расписываться открыто. Другое дело, если берете деньги за работу, за которую вам стыдно или она против Украины. Проблема не в том, что там стоят подписи, а в том, что все это сделано с целью деформации украинской политики.
– То есть речь идет не столько о взятках, сколько об оплате услуг, например — тех же политологов. Это тоже противозаконно?
– Это не взятка, а работа по укреплению режима Януковича. Это антидемократично, некрасиво, аморально. Учитывая еще и то, что большинство политологов и народных депутатов из этого списка позиционируют себя на радио и телевидении совсем иначе. Многих мы даже воспринимали как страстных критиков Януковича. Оказывается, платят и за это.
Этот скандал вскрыл один из мощнейших нарывов политической коррупции в истории Украины. И я не знаю, как Украина это переживет. Я бы на месте этих людей из списка собрался и что-то сделал с Украиной. От них можно всего ожидать. Там же фигурируют не слабые люди, нет ни одного дурака. Там все интересные, оригинальные. Еще неизвестно, как они будут мстить за то, что им ставят преграды и соединяют их теневую жизнь с публичной.
– После этого скандала что-то изменится в сегодняшней расстановке сил украинской политики или через неделю все об этом забудут?
– По своему масштабу и технологии этот скандал можно сравнить с резонансом, вызванным обнародованием пленок Мельниченко и убийством Гонгадзе. Каждая политическая группировка будет использовать это дело против другой на каждом новом этапе. Вы видите, сколько лет меняются подозреваемые и заключенные в деле Гонгадзе. Так и тут — те, кто в списке, будут использовать эти списки против других людей в этом списке.
– Похоже, нас ждет интересная история…
– Да, этот скандал теперь надолго. Сейчас его активно будут использовать в избирательной кампании, потом немного все успокоится, а потом он снова всплывет. Эти списки будут использовать все кому не лень, в том числе их участники. Кроме того, теперь подпольная политическая коммерция поумнеет — будут крестики ставить или отпечатки пальцев, но не подписываться.
– Почему эта история всплыла именно сейчас, а не два года назад, когда открыли «Межигорье», офис регионалов?
– Как раз интересно, что именно сейчас, когда нужно менять Центризбирком. Вот уже начались нападки на Охендовского, на часть членов Конституционного суда, Верховного суда. Все эти фигуранты уже добровольно уйдут в отставку, потому что понимают, что это преступление.
Хотя многие будут иметь с этого скандала и выгоду. Даже те, кто будет рвать на себе рубашку и говорить, что «я был неправ». Я уже жду, когда социологи, политологи и депутаты из этого списка начнут публично «прозревать»: «О господи, как я мог это делать, я же люблю Украину!». Уверен, мы еще увидим эти отвратительные сцены.
– Сам факт черной бухгалтерии — явление, присущее именно регионалам, или это бич всех партий, всей украинской политики?
– Нет. Во-первых, хочу защитить Кучму. Также хочу защитить Ющенко, которому и в голову не пришло кому-то давать деньги. Брать еще он мог, но давать — нет. Не потому что он принципиальный, а потому что скупой человек. А Янукович сочетал кнут и пряник. Кнутом было открытие уголовных дел, преследования, а пряником — подкупы. Системно это начало работать именно при Януковиче.
– А сейчас как?
– Думаю, когда президент Порошенко уйдет — мы будем искать другие «амбарные книги».
– Как бороться с этим явлением?
– Ну уже никто свои подписи под суммами ставить не будет, так что борьба идет.
– А если, например, открыть финансирование партий — это поможет? Или другие механизмы…
– Политическая коррупция будет всегда. Та же «гречка» на выборах, по 500 гривен за голос, тысячи долларов избиркомам и избирательным участкам — та самая политическая коррупция.
Когда-то я был в США на очередных выборах. И все не верил в их систему. Говорил — покажите, откуда берете деньги. Они вываливают распечатку на 60 страниц, где написано — Смит, Джонсон, Иванов, Петров, Ротенберг — 2 тысячи долларов, 5 тысяч и так далее. Но я же украинец, я не поверил. Не поленился и подъехал к этим людям. Открывает добрая хозяйка: «Да, действительно, я шесть лет даю на демократическую партию 2,5 тысячи долларов — все что могу». Вот это пример решения проблемы.
– У нас такая система возможна?
– Политическая коррупция будет еще долго. Сейчас же ее пик. Олигархический капитализм не может не подкупать – вот в чем проблема. На Западе это явление было активным в 18-19 веке, когда были олигархи и также действовали. Но там все поломали, многие сели в тюрьму и сейчас подобное представить невозможно. Да еще и чтобы вот так: «амбарная книга», где разными ручками подписывались люди, которые ненавидят друг друга в публичной политике, и вдруг оказалось, что они все в одном списке. Это что-то уникальное. Когда это станет известно Западу, они не просто опустят руки, они возмутятся тому, какая страна им попалась.
– Как думаете, кто инициатор открытия этих списков?
– Может, эта «амбарная книга» передана все тем же «беженцем и узником совести» Януковичем, чтобы отомстить всем тем, кто сейчас при политике. Чтобы показать им: ребята, вы все замазаны, как и я, а только я несу тяжелую ношу.
Это может быть и Путин — чтобы завалить всех, показать, какая Украина несостоявшаяся страна. Может, тут не обошлось и без участия Порошенко — чтобы зачистить политическое поле. Это был бы смелый шаг. Если там не будет ни одной подписи Порошенко, а будут все остальные, то в политологии это называется «фигура умолчания». То есть ему это будет выгодно.
– Кто-то из списка будет наказан или, как всегда, — историю замнут?
– Никого преследовать не будут. Но это будет страшный психологический удар для нового Генпрокурора (Юрия Луценко. — Ред.). Потому что он обязан реагировать мгновенно на подобную информацию. Если вместо этого Луценко расскажет очередной анекдот — будет очень некрасиво. Правда, у него есть отмазка: «У меня нет высшего образования, потому я не знаю, должен ли открывать уголовные дела». И он таки будет прав.
Может, НАБУ и начнет проверку. Многого же не надо — тупо на глазах у всех журналистов вызывать к обычному районному следователю людей из списка. Спросить у того же Охендовского: «Вы получали эти деньги?» И увидеть глубокое возмущение. Вот и все. В других странах была бы мощная очистка, будет ли у нас — сложно сказать.
Леся Дубовик