— Тарас, для вас обнародование «черной кассы» Партии регионов стало неожиданностью?
— Нет. Давно понятно, что ничего тайного в этом мире нет. Архивы не горят. Если ты где-то ставил подпись, то это рано или поздно всплывет.
— Как вы думаете, почему этот «слив» произошел именно сейчас?
— Есть разные версии. Начну с тех, в которые не очень верю. Первая: Петр Порошенко вытащил эту историю, чтобы нажать на депутатов. Таким образом ему легче проводить все необходимые голосования в парламенте. Но если посмотреть на матчасть, то тот же Виктор Трепак, который обнародовал эти материалы, — генерал СБУ. Кто его вышвырнул оттуда? Глава Службы безопасности Василий Грицак. Почему? Как я понимаю, по подозрению в связях с Валентином Наливайченко (бывший глава СБУ. – Ред.), который близок к Юлии Тимошенко. Предположить, что близкие к Тимошенко люди захотят давать в руки Порошенко козыри, которые могут быть использованы против Юлия Владимировны, это маразм.
Вторая версия конспирологическая. Так как Виктор Трепак связан с Тимошенко, а она с Медведчуком, а тот, в свою очередь, с Путиным, то речь идет о «кассах», которые россияне сначала вывезли в Россию, а теперь запустили. Здесь уж слишком лихо закручен сюжет, что-то не очень верится.
Третья — влияние «вашингтонского обкома». Часть регионалов решила выслужиться перед американцами и получить индульгенцию на Западе, чтобы спокойно жить где-то в Вене. Поэтому сдали компромат, чтобы с них сняли обвинения. Я к этой версии тоже очень скептически отношусь. Потому что американцы могут что-то пообещать, но есть австрийская полиция и украинское обращение в Интерпол. Это все не дает гарантий.
— Ну а ваша версия какая?
— Я думаю, это разборки в среде бывшей Партий регионов. Когда начались первые недоразумения в «Оппоблоке», Вадим Рабинович вышел из фракции (13 мая. – Ред.) и начали говорить о возможном выходе Евгения Мураева, то было ощущение, что сейчас произойдет слив внутреннего компромата. Вот и вынырнула «черная касса».
Но это только частичка информации. Возможно, когда-нибудь мы увидим нечто более серьезное, когда основные титаны Партии регионов начнут выливать компромат друг на друга. Сейчас слили лишь часть массива. Однако пока неясно, чьих людей бьют — Левочкина, Клюева или Ахметова.
— Вы сказали, что Юлия Тимошенко тоже может пострадать от слива информации. Почему?
— Вполне допускаю, что сейчас у кого-то есть документы о коррупции при попытке объединения Януковича и Тимошенко в так называемую широкую коалицию еще в 2008-2009 годах. Но она тогда работала не с партией, а непосредственно с Януковичем, Ахметовым и Клюевым. Поэтому я очень сомневаюсь, что расходы и дележ могут быть отражены в партийной бухгалтерии за 2008-2009 годы. Плюс, возможно, есть информация о торговле проходными местами в списке БЮТ в 2006 году.
— Кроме Тимошенко, чьи фамилии еще вероятно фигурируют в пока не опубликованных «черных списках»?
— В первую очередь Олега Ляшко. Он сейчас испуган, потому что на него там материалов выше крыши. Вопрос только: в какой он был книжке? В той, которую опубликовали, или в отдельной кассе Левочкина? Олега Ляшко поднимал и раскручивал против Тимошенко именно Левочкин. Как там его расходы проходят, я не знаю.
Второе: бывшие регионалы. Третье: свободовцы.
— Как вы считаете, опубликованная информация «дойдет» до суда?
— Не думаю. Там особо не за что зацепиться. Есть там бухгалтерия о тратах на стирку флага и командировках. 90% расходов — это обычная бюрократия. Да, там еще расходы на Охендовского (глава ЦИК. — Ред.). Но какие у него политические потери? Он в ближайшее время все равно теряет должность, а в Украине будет новый состав Центризбиркома. То есть он ничего не теряет.
Да, в опубликованных документах есть подписи. А установлен факт, что это — настоящие подписи? Это же не расписка, заверенная нотариусом с печатью. Такие листы можно и на принтере распечатать. Поэтому в связи с этими списками будет немного позора, но реальных дел не предвижу. Ну, Виктор Ющенко замазан. Так он уже давно политический труп. Порошенко его даже на консультации не зовет, в отличие от Кучмы и Кравчука. Ющенко никому не интересен. Коррумпировали его в 2010 году. И что? Ничего.
— Вы ведь плотно вникали в «бухгалтерские» дела во фракции Партии регионов?
— Я знаю внутреннюю кухню регионалов с 2006 по 2007 год. В 2005 году я был далек от партийной структуры. В 2007 году я там со всеми перессорился и не мог что-то внутреннее знать, а в 2008 году ушел из Партии регионов. С тех пор не знаю, что там происходило. Поэтому мне не известно, кто получал деньги на улице Липской (офис Партии регионов в Киеве. – Ред.). Я уже не говорю про офисы Ахметова и Клюева. Оттуда информацию вообще сложно получить.
— Чьи деньги были в общей кассе ПР?
— Это был совместный пул. Туда входили деньги как олигархов, так и региональных бизнесменов. Это все пул совладельцев партии в Киеве и регионах. Общая касса. Часть шла на личные потребности, часть – налево. Это «черная бухгалтерия». Это деньги на митинги, на встречи Виктора Федоровича. Поэтому в соседних строчках речь идет как об оплате мобильной связи в 35 долларов США, так и о выплатах телеканалам по полтора миллиона долларов за рекламу.
Виктор Прокопенко