— В результате жестоких беспорядков с участием россиян в Марселе пострадал 31 человек. Как французы отнеслись к такого рода «розборкам» на главном спортивном событии года «Евро-2016»?

— Они в шоке. Французы очень тщательно готовились к проведению «Евро-2016». В первую очередь, прорабатывали всевозможные сценарии предотвращения террористических угроз. Хулиганство российских футбольных болельщиков застало всех врасплох. При этом их удивил уровень организации беспорядков. Никто не ожидал, что после сравнения счета  россияне пойдут волной на англичан. Приезжие из РФ действовали  мобильными группами. Атаковали четко, были вооружены металлическими прутьями. Сделали свое дело и исчезли с места событий.

Эксперты сошлись на том, что эти группы прошли ранее соответствующую тренировку. К тому же, бытует мнение, что французские чиновники сотрудничают с российскими спецслужбами. Иначе как объяснить тот факт, что россиянам так легко выдали визы?

— Во всей этой истории очевиден политический подтекст?

— Сложно сказать. Ведь такое поведение — не в пользу имиджа России. Хотя заявление кремлевского руководства очень противоречиво. Депутат российского парламента Игорь Лебедев в соцсетях  призвал футбольных фанатов своей страны продолжать драться с соперниками. И это спустя несколько часов после того, как руководящий орган Евро-2016 пригрозил отстранить его команду от участия в матчах из-за ожесточенной драки с британцами в выходные. Это, конечно, подлило масла в огонь. Потом пошла реакция Франции, начались аресты, депортации русских.

— Сложно утверждать, что во всей этой истории нет кремлевского следа. По информации СМИ, «русский мир» в Марселе приехали наводить 300 бойцов-фанатов, которые  чартерным рейсом  за государственный счет прибыли болеть за своих.

— Это неподтверждённая информация. Хотя всякое может быть. Это действительно напоминает спецоперацию, цель которой — не совсем понятна. При этом никто не считает приезжих россиян титушками, оплотом путинского режима. На кону — Чемпионат мира по футболу. Зачем еще больше портить свой международный имидж? Не понятно. Так или иначе, Путин отгородился от всего этого.

болельщики3

— Он и от «зеленых человечков» в Крыму отгородился, и от присутствия российских военных на Донбассе. Не впервой.

— Никто не отрицает тот факт, что Путин ведет постоянную линую по дестабилизации ситуации внутри ЕС. К тому же, нужно учитывать  тот факт, что у России всегда были очень непростые отношение с Англией. Английские фанаты имеют имидж самых заядлых хулиганов. Для русских товарищей побить англичан было делом чести. Да и  10 пьяных англичан не устоят против трех здоровых российских спортсменов-каратистов. Европа окончательно убедилась в неадекватности россиян.  Все поняли, что с ними нужно действовать жестко.

— Немецкие болельщики также отличились. В канун матча Германия – Украина в Лилле они избили украинцев. Местная полиция официально заявила, что участниками побоища были фанаты из дрезденского «Динамо», известного своим радикальными движениями. Еще одно совпадение?

— Действительно, немецкие ультрас –  болельщики из Дрездена. Россияне поддерживают  в этом регионе ультраправих. В Лилле мы стали свидетелями чистой воды провокации. Россияни, грубо говоря, поняли, что вляпались. Им было важно отвлечь внимание, чтобы хоть как-то поменять картинку. Собственными глазами видел, как они провоцировали  украинцев. Журналист з Life News намеренно спрашивал наших болельщиков, как они относятся к тому, что «Киев убивает мирных жителей Донбасса». Наготове стояли амбалы с камерами. Ждали, когда кто-то из украинцев ввяжется в драку. Картинка не удалась. Украинцы оказались мудрей. Все обнимались, ходили  с немцами за ручку.

— Кстати, французы видят разницу между русскими и украинцами? 

— Конечно. Все понимаю, что между Россией и Украиной идет война. И Россия здесь агрессор. Французам в голове не укладывается, откуда такая жестокость. Никто не понимает, откуда в русских этот шовинизм и национализм. Ведут себя, как страна в начале 19 столетия. Думают, что находятся на поле боя, хотя никто, кроме них самых, воевать ведь не хочет.

Обычные граждане очень доброжелательно относятся к украинцам. Они восхищаются нами после Майдана. Считают Революцию Достоинства чем-то невероятным. Политики же играют в свои игры. Выступают за временное приостановление визовой либерализации.  Боятся потоков мигрантов.

Кроме этого, руководство Франции ожидает от Украины выполнения домашнего задания – реформ в действии. Хотят убедиться, что страна меняется не только на словах.

— Президента Франсуа Олланда окрестили самым непопулярным политиком у вас в стране. Как он умудрился потерять доверие на всех фронтах?

— Олланд хочет во что бы ни стало баллотироваться на второй президентский срок. Верит, что победа будет за ним. На критику однопартийцев не обращает внимания. Напоминает президента Украины Виктора Ющенко: непоследовательный, часто меняет позиции. В начале Олланд говорил, что главный враг народа — капитализм. Теперь выступает за либеральные реформы. Шансы победить на выборах у него небольшие.  К тому же, сейчас созрел конфликт, касающейся нового трудового закона. Для Олланда — это последняя барикада, ведь он обещает побороть безработицу.

— В чем суть конфликта?

— Франция — страна высоких социальных стандартов. Так сказать, социализм с человеческим лицом. Здесь бесплатное образование от трех лет. Для работающих людей — бесплатная медицина. Каждый имеет право на работу. С человеком работодатель заключает контракт на неограниченное время.  Это называется «работа на всю жизнь». Уволить работника очень сложно. Закон все регулирует.

Таким образом, рынок труда жесткий, сложно нанимать новых людей. Такой подход в эпоху глобализации исчерпал себя. Сейчас во Франции уровень безработицы составляет 10% . Дефицит бюджета огромный. Систему нужно менять. Олланд — приверженец таких изменений. Профсоюзы – противники. Между ними возник конфликт. Все же новый трудовой закон примут, и такого понятия как «работа на всю жизнь» уже не будет.

— Большие ли шансы у пророссийски настроенной лидера радикальной политической партии «Национальный фронт» Марин ле Пен занять место Олланда?

— Шансы довольно высокие. По всем раскладами проходит во второй президентский тур. Еще один кандидат — ужасный манипулятор Николя Саркози. Бывший глава государства опять хочет баллотироваться в президенты. Еще один возможный кандидат на президентское кресло — преклонного возраста экс- премьер-министр Франции и мэр Бордо Ален Жюппе.

— Чем вызвана такая популярность у вас в стране правых радикалов?

— Усиление правых — угроза также для всего ЕС, поскольку они занимают антиевропейскую позицию. Структура французского общества меняется. Проблемы с иммиграцией, терроризмом только усугубляют ситуацию. Поэтому часть общества поддерживает правых лидеров, обещающих решить все проблемы, закрыть границы и навести в стране порядок. Такая риторика подкупает. К тому же, россияне понимают все эти тенденции и всячески поддерживают радикальные течения по всей Европе. Франция не является исключением.

— Пылающие автомобили на улицах Франции не вызывают особого удивления. Откуда такая страсть к протестам?

— Митинги во Франции — национальный спорт. Французы любят это дело очень сильно. Привыкли бороться за свои права. Но здесь есть один нюанс. Мирные акции — дело бравое. Совсем другое — организация массовых беспорядков. Существуют некие группы — так называемые люди из пригородов. У них нет конкретных требований. Скорее  пользуются случаем, чтобы поджечь машины и устроить драки с полицейскими. Это уже хулиганство, а не протесты.

— Решение саната Франции об отмене санкций против РФ, мяко говоря, удивило украинцев. Чем вызвана такая инициатива?

— Речь идет не об отмене санкций, а постепенном их смягчении при условии, что Россия выполнит пункты Минских соглашений. Резолюция сената глобально не влияет на Украину, поскольку не является обязательной для выполнения. Не нужно преувеличивать ее значение.

Конечно, российское лобби работает очень хорошо. И эта резолюция является следствием работы кремлевских лоббистов. К тому же, некая часть политиков играет на желаниях своего электората. Во Франции часть общества яростно ненавидит все американское, выступает за независимую внешнюю политику своей страны и, конечно, свято верит, что санкции против РФ бьют по их карману.

Правду говоря, европейцам вся эта «украинская  тема» немножко поднадоела. Пока что все сошлись на том, что санкции против РФ нужно продлить до конца года, а потом действительно их пересмотреть. Скорее всего, потом снимут запреты на въезд некоторых российских политиков на территорию ЕС.

— Европа окончательно устала от нестабильной Украины?

— В Европе есть страны, которые открыто выступают против санкций в отношении РФ. Есть и такие, которые поддерживают линию Киева. Однако, решение в Брюсселе принимаются путем консенсуса. Если его нет, то о санкциях не приходится говорить. Минский процесс не работает, решения украинского конфликта под вопросом. Так что смягчения санкций — неизбежная реальность.

Россия хорошо работает в этом направлении. Вкладывает огромные финансовые ресурсы в достижение своих целей.

— Европейских политиков  часто обвиняют в слабости. Дескать, объединённая Европа деградирует. Согласны?

— Не могу согласится, что Европа деградирует. Иногда сложно найти эффективные механизмы решения глобальных вызовов. Запад очень долго жил в мире и покое. Морально не готов к агрессивной политики с чей бы то ни было стороны. В частности, России. Все это время Россию считали другом. Никто не хотел обострения отношений с Москвой. Западу сложно находить компромисс на уровне  выработки общей внешней позиции. Чего не скажешь о НАТО. Североатлантический Альянс  четко аргументирует свою роль. Усиливает позиции в Европе. Понимает, что нужно показывать свою силу и довольно успешно с этим заданием справляется.

— При каких условиях Запад будет поддерживать Украину?

— Запад заинтересован в поддержке демократичной Украины. Для него стабильная и успешная Украина — залог того, что украинские мигранты не хлынут на европейские берега. Во-вторых, в Брюсселе понимают, что украинцы очень важны в общем противостоянии с россиянами. К сожалению, Украина часто разочаровывала. Еще со времен независимости мы жили за правилом — «не упустить шанс упустить шанс».  Декларативная демократизация всем осточертела. Пришло время показать, что страна меняется. Тогда никто не откажет в поддержке.

Романия Горбач