— Чего следует ожидать от нынешнего саммита НАТО?
— Для западных союзников Украины саммит НАТО — отличная возможность организовать очередной раунд переговоров «нормандской четверки» (дипломатическая группа высокопоставленных представителей четырех стран — Германии, России, Украины и Франции по урегулированию ситуации на востоке Украины – ред.). Зачем отдельно собирать мировых лидеров и ломать их график? Лучше уж в канун саммита «встретится по дороге» и обсудить вопросы, касающиеся украино-российского конфликта. Такая встреча важна для нас. Безопасность и еще раз безопасность – вот главный месседж Украины. Киев должен четко аргументировать свою позицию. От этого зависит конечный результат.
— Кремль приемлет формат «закулисных» переговоров?
— В том-то и дело, что не приемлет. Зачастую именно в коридорах ООН или других структурах решается больше вопросов, чем на официальных встречах. Однако Владимир Путин не хочет стоять на крыльце рядом с президентом Франции, канцлером Германии и президентом Украины. Все трое – люди. Они понимают, что нужно вести диалог для решения проблемы. Путин же считает себя сверхчеловеком. Поэтому на крыльце встречаться с западными лидерами не желает.
— Создается впечатление, что западный истеблишмент изо всех сил пытается разглядеть в России своего союзника, несмотря на то, что этот «союзник» уже два года как воюет в Украине.
— К сожалению, далеко не все западные политики понимают, что происходит в Украине и кто за этим стоит. Например, депутаты верхней палаты парламента Франции, проголосовавшие за резолюцию об отмене санкций против России. Конечно, эта резолюция – горошина, кинутая в ведро. Однако сигнал прозвучал очень четко. Европе нужно время, чтобы понять, кто какую роль играет в войне на Донбассе.
— Украина может рассчитывать на реальную помощь от НАТО в военном противостоянии с РФ?
— НАТО существует для защиты исключительно членов Альянса. Украина перекидывалась с ноги на ногу 25 лет. Так что нужно понимать, где мы стоим, а где НАТО. Единственное, на что можем сейчас реально рассчитывать, так это на всяческую обучающую и технологическую поддержку.
В целом, Украина может рассматриваться в концепциях НАТО как некая система санитарного контроля между Россией и цивилизованным миром. Ведь уровень угрозы постоянно растет.
Также немаловажный фактор — географический. Находимся в таком приближении, что в случаи столкновения сил Альянса с российскими войсками минометный выстрел не попадет в цель. Может, в этом и есть преимущество Украины. Страна большая. Увидим лишь, как над нами снаряды летают.
— Это сложно преимуществом назвать.
— Об Украине только начинают говорить, как о компоненте международной политики безопасности. Не так давно пришло понимание, что война России против Украины – это не только война между двумя странными. Это сила, угрожающая всему миру.
— В этом году Пентагон в четыре раза увеличил бюджет европейской обороны на 2017 год НАТО планирует развернуть в Польше, Эстонии, Латвии и Литве четыре боевые батальоны. В чем причина таких действий?
— В Пентагоне понимают, что мировой порядок под угрозой. Еще три года назад ключевой угрозой для мира был терроризм. Сегодня первое место занимает Россия.
Нужно менять некоторые правила, по которым живет мир. В первую очередь, в ревизии нуждаются международные документы, которые определяют само понятие мировой безопасности.
Кроме того, НАТО пытается объяснить европейским партнерам, что нужно заботиться о своей безопасности. Бюджет по обеспечению обороноспособности выполняется едва пятью странами Европы. И кто это? Польша, страны Балтики. То есть те, кто осознает уровень угроз. Очень долго европейцы жили с чувством благополучия. Сегодня Альянс пытается решить внутренние проблемы. В частности, выйти не некий уровень общей обороноспособности своих членов.
— Конфликт между Россией и НАТО неизбежен?
— Концепция НАТО с 1955 года базировалась на том, что сила – фактор сдерживания. Со временем от этой концепции отошли. В результате столкнулись с фактором силы со стороны имперской России. НАТО действует по принципу обороны. Только реагирует. Со стороны РФ все действия — наступательного характера.
Сегодня в мировой политике, особенно европейской, доминируют ублажатели России — люди, считающие, что добро порождает добро. При таких раскладах столкновение РФ с НАТО неизбежно. Нужно понимать: хочешь мира, готовься к войне.
— Путин прошелся по ценностям западной демократии вдоль и поперек. Почему Запад это так легко «проглотил»?
— Путину присущий наполеоновский комплекс. В этом как его сила, так и слабость. Ведь комплекс порождает чувство вседозволенности.
Мощь цивилизованного мира состоит в демократических правилах. Но в этом и его ахиллесова пята. Еще Уинстон Черчилль говорил, что «демократия – это плохо, но никто ничего лучшего не придумал». Поединок «демократия-тоталитаризм» сравни поединку Бога и Дьявола. Это вечная борьба добра и зла, где добро всегда побеждать. Хотя никому не известно, какие испытание придется пройти человечеству на этом пути.
— Америка готова в очередной раз стать «полицейским с дубинкой для всего мира»?
— Америка никогда не была таким «полицейским». В этом всех пытались убедить еще советские идеологи. Американцы приняли на себя удар – защищать мир. ИГИЛ, Усама бен Ладен, Путин. Без разницы.
Сегодня американская администрация понимает, что мир столкнулся с новыми вызовами. Неспроста наблюдается такая активность вокруг темы российско-украинской войны. Однако механизмов решения этого конфликт у них нет. Причина понята – девятилетний бекграунд пребывания президента США Барака Обамы у власти. Он проводил очень мягкую международную политику. Вашингтон сегодня находится в статусе хромой утки. Не может кардинально изменить свою позицию касательно украинского вопроса.
— Смена политического руководства США сможет поменять ситуацию?
— Если 25 января Америка получит нового президента, то более определенную позицию касательно Украины мы увидим не скорее лета следующего года. К тому же, 2016 год пройдет под знаком избирательских баталий в Париже и Берлине. Так что нужно время для выработки позиций. Плюс еще референдум в Великобритании о возможном выходе из ЕС. Учитывая все эти факторы, Украине нужно приложить немалые дипломатические усилия для продвижения своих интересов.
— Противники минского формата переговоров считают, что он себя исчерпал. Согласны?
— Минский процесс нужно удерживать. Это передышка для Украины и мира. Система Радбеза не работает. Как и ОБСЕ. Это значит, что нужно искать новые механизмы, наработать новые правила системы безопасности и обороны. Минский процесс это время дает. Его следует использовать с умом. К тому же, Минск решает ряд вопросов. В частности, освобождение незаконно удерживаемых людей, защита прав граждан, находящихся на оккупированных территориях, в зоне размежевания.
— Есть ли альтернатива минскому формату?
— Минский процесс следует усовершенствовать. В этом направлении нуждаемся в конструктивной работе. Альтернатив существует несколько. В первую очередь, речь идет о создании новой системы европейской безопасности. А она невозможна без участия Китая. Также следует ставить вопрос о системе евразийской безопасности. Ничего нового я не придумываю. Уже давно существует четкая формула, как этого достичь.
— В Европе все чаще звучат идеи об отмене санкций против РФ. Насколько это реально?
— Санкции следует рассматривать как дополнительный механизм давления на РФ. Сегодня нет ни единого шанса отмены санкций. Агрессивность империализма Кремля никуда не делась. Поэтому санкции против РФ продлеваются периодически на полгода. Тем самым Кремлю дается шанс. Дескать, пусть там молятся, что санкции не увеличиваются, а только продлеваются.
Однозначно, следует добиваться увеличения санкций. Запад должен как можно быстрее пройти путь от экономических санкций к силовым — как механизму сдерживания.
— Почему до сих пор не принят третий пакет санкций в связи с невыполнением Минска?
— Третий пакет санкций – очень важный вектор работы. Украина должна эту тему взять на вооружение. 1 января 2016 года официально зафиксировано невыполнение минских соглашений российской стороной. С этого самого момента европейские политики должны были ввести третий пакет санкций. Тормознули, поскольку купились на обещание Кремля разрешить этот вопрос. Подверглись информационному давлению России, которая убедила, что в этом процессе есть погрешности с украинской стороны.
— Неужели западные политики столь наивны?
— Они далеко не наивны. Однако находятся в условия real politic (реальной политики, – ред.). В отличие от украинских политиков, обращают внимание на общественную позицию. Европейцы поддаются информационному влиянию российских СМИ. Российский пропагандистский канал Russia Today вещает вовсю. Так, 8 мая Европа чествовала память жертв Второй мировой войны, а 9 все та же Европа смотрела в экранах своих телевизоров, как проходит парад на Красной площади в Москве.
— Нужно ли Украине возвращать Крым и Донбасс? Ведь многие считают эти территории якорем для единой и целостной Украины.
— Каждый украинец должен понимать, что Донецк, Луганск, Антрацит – это Украина. И Крым – это Украина. Дискуссию о ненужности Донбасса нужно вообще убрать из интеллектуальной и государственной плоскости. Пусть подобные разговоры ведутся на кухне.
Война с Россией может на некоторое время привести нас к утрате части территорий. Реализация плана «отказаться от Крыма и Донбасса» приведет к потери украинского государства. Если нынешняя элита не способна решить вопрос о возвращении оккупированных территорий Крыма и Донбасса, так это не значит, что наши дети не справятся с этим заданием. Через какое-то время все может измениться.
Романия Горбач