Насколько актуален вопрос легализации права владения оружием в условиях недоверия к правоохранительным органам и разгула криминалитета, сколько оружия в Украине нелегально, откуда оно берется и почему украинцы чувствуют себя незащищенными, рассказал гость Politeka Online Георгий Учайкин, глава Украинской ассоциации владельцев оружия

Относительно недавней стрельбы в Харькове

Мы в свое время пытались объяснить руководству МВД и вообще всем, что переделанное оружие так же опасно. В очередной раз в этом убедились. В свое время, по нашим подсчетам, в Украине было продано около 400 тыс. стартовых пистолетов “Зораки”, именно тех, которые в дальнейшем могут быть переделаны. Это за период с 2005 по 2010-2011 г. Их продавали свободно, едва ли не в каждом ларьке можно было купить себе стартовый пистолет. Потом путем несложных манипуляций их переделывали. Мы увидели, как они могут работать. У них, конечно, не такой ресурс, как у боевых стволов, но нанести определенные повреждения они способны.

Это тоже часть незарегистрированного оружия, которое гуляет сегодня по стране и, к большому сожалению, стреляет каждый день.

То есть мы в очередной раз убедились, что все те, у кого есть преступные намерения, давно все вопросы решили: либо приобрели оружие на черном рынке, либо переделали из стартового, травматического и т. д. Для них вопрос согласования своих действий с обществом и законодательством не стоит. Страдают исключительно законопослушные граждане, которые десятилетиями ожидают, когда же будет принят закон, который позволит им иметь оружие.

Относительно имеющейся статистики

Это была не статистика, а фрагмент статистики, которая нигде не отображается точечно. В общем, когда мы говорим об обороте неучтенного оружия, о так называемом черном рынке, можно опираться только на одни статистические данные. Их в мире больше не существует. Есть швейцарская компания Small Arms Survey, которая десятилетиями мониторит ситуацию со стрелковым оружием во всех странах мира. Украина также подпадает под их мониторинг. По Украине первый отчет они делали в 2007 году, а последний — в 2017. Они задекларировали, что у нас всего оружия: и учтенного, и черного, — 4 млн 400 тыс. единиц.

Порядок цифр понятен: это не сотни, а миллионы единиц незарегистрированного оружия, которое используют преступники, нанося огромный вред.

Официально полиция недавно отчитывалась по запросу одного издания, что около 900 тыс. единиц зарегистрированного оружия, но они не упомянули там травматическое оружие, которого более 300 тыс. единиц, наградное, которого около 50 тыс. То есть, по их оценкам, примерно получается около миллиона, по нашим подсчетам — около 2,5 миллионов. Но это трудно доказать, потому что мы знаем, чем аргументировать, а они постоянно пытаются делать вид, что нашей аргументации не существует.

ребенок оружие

Относительно происхождения такого большого количества незарегистрированного оружия

Украина славится своими оружейными традициями. Не забывайте, что у нас со времен Второй мировой, когда по стране прокатилась война в одну и в другую сторону, осталось много оружия. Не поверите: до сих пор используют оружие 1940-х годов. Причем не только то, которое было найдено или скрыто во время войны.

У нас огромная проблема с учетом оружия, которое осталось нам в наследство от СССР.

Вспомним ленд-лиз, который был со стороны США, благодаря которому сюда попало огромное количество американского оружия, которое позже начали выдавать в качестве награды. Например, автомат “Томми-ган” — господину Яценюку, какому-то сепаратисту из Харькова — “Кольт” 1911. Это то оружие, которое было еще с тех времен. Это оружие стало неучтенным после распада СССР — все ловкие оружейные барыги начали его продавать за заоблачные деньги по всему миру. Это продолжалось десятилетие, пока мировое сообщество хоть немного не вмешалось.

У нас есть наследство от Советского Союза, войны. Не забывайте, что у нас идет война. У нас огромный неконтролируемый участок границы, есть трофейное оружие, ограбленные склады, то есть там большой трафик. Война обостряет эти вопросы. В каждой стране есть черный оборот оружия, нет страны, в которой его нет. Война ставит под другим углом проблему решения этого вопроса. Невозможно это решить административными средствами: повысить ответственность, сказать, что так делать нельзя и т. д. Нет. Нужно понимать, что люди чувствуют себя в опасности.

Давайте определим объективно, что Украина сегодня — самое опасное место в Европе. Вся Украина – которая, с одной стороны, страдает от войны, а с другой — от нашествия криминалитета.

У нас огромные проблемы, люди чувствуют это все. У людей возникает ощущение опасности. Как его преодолеть? Полиции никто не верит. Сколько мы ни опрашиваем, все телевизионные каналы — максимум 5% доверия к полиции. Человек хочет официально приобрести оружие для самозащиты — ему не дают. Искусственно создается спрос на черное оружие. Человеку разговоры руководителей министерств по телевидению — до одного места, ему нужно защитить себя и свою семью, поэтому он идет на черный рынок. Все, круг замкнулся.

С одной стороны, сформирован спрос, с другой — на востоке есть предложение. Тот, кто должен это контролировать, с этого живет.

Все! Это превратилось в бизнес-процесс. Мы его не остановим никогда, пока не вмешаемся на законодательном уровне, пока не предложим гражданам Украины законным путем покупать себе оружие для самозащиты. После обучения человек отвечает за каждый выстрел, его точно найдут, поэтому нужно думать несколько тысяч раз перед тем, как вытащить пистолет, потому что отвечать будет он. А сегодня человек применил переделанное оружие, сбросил, а как его отследить? Никак.

Методы стимуляции людей к регистрации оружия

Нужно создавать законодательные основания. После принятия нашего законопроекта о гражданском оружии и боеприпасах, который четвертый год в парламенте, людям будет предоставлена возможность добровольно поставить на учет то оружие, которое они приобрели незаконным путем. Это стандартная процедура для всех стран.

Ты можешь лишиться всех проблем с действующим оружейным законодательством:

  1. приди и сдай это оружие;
  2. сдай его на проверку с целью оставить себе, поставить на учет и закрепить за собой.

За это время оно пройдет сравнительную баллистическую экспертизу, а ты иди на курсы получать соответствующую лицензию, потом приходи забирай. Мы выигрываем вдвойне: человек вернулся в законодательную плоскость, отныне это ответственный владелец оружия, правоохранительные органы знают, кого выдернуть, если с этим оружием будут какие-то проблемы. Все. Что тут еще выдумывать?