Современна рыболовецкая отрасль в Украине – сплошная коррупционная схема. Объем браконьерского рынка рыбы оценивается примерно в 100 миллионов гривен ежегодно. Это если не учитывать законный промысел, где легкие деньги приходят на распределении квот и «крышевании» легального промысла.
По данным официальной статистики, в 2015 году во внутренних водоемах и морях Украины было выловлено 72,7 тыс. тонн рыбы, однако, по мнению экспертов, реальные объемы выше, как минимум вдвое. И речь здесь идет не только о речной рыбе. Существует и более элитная ниша — вылова осетровых.
Инсайдер рассказал о схеме «дружбы» промысловиков-браконьеров и чиновников. Именно контролеры «крышуют» браконьеров, требуя за это треть нелегального улова. Они же находят и покупателей левой рыбы, берутся организовать ее обработку на хладокомбинатах и доставку в пункт назначения. В результате за последние пару лет доля нелегалов на отечественном рынке выросла в разы.
«Если квота на вылов, скажем, пеленгаса в Азовском море составляла 6 тыс. т в год, то реально его добывали до 30 тыс. т», — информирует инсайдер. Неконтролированный вылов уже опустошил отечественные водоемы.
Еще одна статья доходов для инспекторов — освоение бюджетных средств на возобновление рыбной популяции. Ежегодно, по документам, в украинские озера выпускают мальков на миллионы гривен. Но в итоге более «населенными» они не становятся. Сами инспекторы сетуют на то, что рыба не приживается на новом месте и массово гибнет, а остальную вылавливают браконьеры-частники. Об активной борьбе с ними контролеры не устают твердить. Но в официальных отчетах преобладают факты мелких правонарушений.
Инспекторы неплохо зарабатывают и на гравии, который с их попустительства незаконно вымывается с водоемов. Особенно распространена такая практика в Западной Украине. По слухам, с одной машины контролеры зарабатывают 1-1,5 тыс. грн., всего же дневной доход с водоема может достигать 20-30 тыс. грн. Рыбаки утверждают, что старые коррупционные схемы рыбохраны успешно действуют и сейчас. Более того, с приходом новой команды в Минагропрод — взятки выросли на 20-30%.
Эти проценты и являются решающим доводом в пользу создания новой рыбинспекции – детища министра Тараса Кутового. Браконьерский бизнес достаточно агрессивный, он с родни промыслу по добыче янтаря, где свой доход защищают с оружием в руках, не боясь ни полиции, ни армии. Поэтому вклиниться новым людям в бизнес не так просто, даже если это представители государства или министр.
Старые рыбинспекторы давно обросли связями среди браконьеров и не могут их заставить работать по новым ценам. Для этого министру АПК Тарасу Кутовому и понадобились свои вооруженные бойцы.
Отбор в новый рыбный патруль проходил очень жестко. К кандидатам выдвигали серьезные требования по физической подготовке и умению обращаться с оружием. А их тренировки часто были серьезней, чем у новых полицейских и контрактников в ВСУ.
Рыбинспекторов обучают заряжать, держать и стрелять из автоматов, пистолетов, ружей. «У них очень опасная служба, ведь от наших браконьеров можно ожидать чего угодно — и ножа, и пики, и пистолета, и обреза, и нарезного. Ибо люди, которые являются рыболовами, они еще и охотники. Вместе со своими сетями носят свои карабины», — рассказывает инструктор по стрельбе Виталий Оливинский.
Не менее примечательны для чиновников и бюджеты на реформу. Только в Киеве и области на патрули выделено 15 млн. грн., а по всей стране планируют потратить более 200 млн. грн. Закупать современные плавсредства, дроны, тепловизоры, вооружение. То, на что у воюющей страны не хватает средств для армии.
«В основном госзакупки у нас проходят не прозрачно, обычно тендеры выигрывают подставные компании, на цене накручивают процентов 50-70. Но при этом качество оставляет желать лучшего. Есть большой риск, что Минагропрод именно так закупит все необходимое для рыбинспекции», — рассказал наш инсайдер в госорганах.
Примечательно, что нужную реформу не смогли начать без скандала и корыстного умысла. До того как сформировали новые патрули, старую службу распустили по всей стране Указом от 30.11.2015 №369. То есть отрасль осталась без контроля со стороны государства. И самое страшное, что это произошло в период нерестового запрета, когда вылов строго запрещен.
На скорую руку реформу обкатали в столице. Показательно набрали новые кадры, из старого персонала переаттестацию прошли единицы, которые, кстати, назначены на руководящие должности.
Уже стартуют наборы в новый рыбный патруль по всей стране. И поскольку все проводят параллели с новой полицией, не сложно представить, что результат будет аналогичный. То есть в столице набрали абсолютно новых людей, а в регионах переаттестацию прошли в основном старые кадры. Таким образом, кроме новой формы и названия, ничего не изменилось.
Так и с рыбным патрулем, скорее всего, останутся старые кадры, которые давно обросли коррупционными схемами, приносящими огромную прибыль высшему руководству – вплоть до министра.
А это значит, что в руках аграрного руководителя Тараса Кутового будет сосредоточена вполне боеспособная и оснащенная всем необходимым армия из почти полутора тысячи бойцов.
Иван Полев