Глава ГФС Мирослав Продан перевел Сергея Тупальского — одного из самых одиозных таможенников последних лет — с регионального уровня работы на государственный. Это назначение ставит жирную точку в разговорах о реформах фискального ведомства, да и о самой возможности цивилизованной работы таможни в Украине. Об этом пишет from-ua.com.

Сергей Тупальский (слева) теперь работает с Мирославом Проданом на расстоянии не телефонного звонка, а вытянутой руки

Сергей Тупальский, несомненно, самый известный сотрудник украинской таможни на сегодняшний день. В плане медийной узнаваемости конкуренцию ему могла составлять разве что Юлия Марушевская в период ее работы в Одессе — но ее технично убрали из ГФС аккурат тогда, когда взлетала звезда Тупальского в Киеве. И если Марушевская в свое время символизировала надежды на обновление беспросветно коррумпированной отрасли (сколь наивными бы эти надежды ни казались), то Тупальский символизирует нечто совершенно обратное: крах любых оптимистических ожиданий, уверенность в повальной коррупции и групповой поруке госчиновников, да цинизм, с которым «обновленцы» постмайданного периода занимаются мздоимством непосредственно в своих рабочих кабинетах.

То, что одиозная репутация не помешала (а скорее даже помогла) Тупальскому занять должность директора Департамента администрирования таможенных платежей ГФС, многое говорит о той системе ценностных координат, в которой находится нынешнее руководство фискального ведомства. Раз уж многочисленные уголовные дела и грандиозные публичные скандалы, связанные с работой Киевской городской таможни в период руководства Тупальского, не препятствовали этому кадровому назначению, значит, деятельность ГФС никоим образом не связана со следованием букве и духу закона.

Напомним, какие вехи предшествовали назначению Тупальского в топ-менеджмент фискальной службы страны.

Как указано в его официальной биографии, в середине девяностых Тупальский начал карьеру в пограничных войсках, а затем перешел работать в СБУ, где трудился до декабря 2013 года. Именно в том самом декабре, когда на Майдане уже начались активные протесты против клики Януковича, Тупальский устраивается на службу в Министерство доходов и сборов под руководством Александра Клименко — одного из ключевых представителей условной «семьи» бывшего президента, против всевластия которой и протестовали на киевских улицах.

Успешно пережив смену власти, Тупальский становится начальником отдела таможенного поста «Восточный терминал», в кратчайшие сроки становится начальником поста «Святошина», затем поста «Столичный», а затем и возглавляет Киевскую городскую таможню целиком.

Именно в этот момент размах деятельности Тупальского становится настолько значителен, что информация о ней становится общеизвестной. А сам Тупальский превращается в постоянного героя СМИ – причем героя сугубо негативного толка.

Первым громким скандалом оказалось журналистское расследование работы таможенно-брокерской компании «Триумф-СВ», якобы названной в честь Тупальского Сергея Васильевича и контролируемой его родственниками.

Журналисты отследили, как «Триумф-СВ» со своими заказчиками старательно перемещалась по различным таможенным постам, в точности повторяя траекторию карьерного движения Тупальского. Оформляя товары по заниженной стоимости, «Триумф-СВ» лишала госбюджет доходов в десятки миллионов гривен. Сам же Тупальский связь с этой компанией отрицал и даже боролся в судах со СМИ, обязывая их опровергать результаты своих расследований. Впрочем, таких опровержений на сегодняшний день не поступало.

Более того, в конце 2016 года НАБУ даже открыло уголовное производство №42016000000003646, посвященное деятельности «Триумф-СВ» и связанных с ней компаний. Однако оно было успешно спущено на тормозах — как писали СМИ, благодаря влиянию кума Тупальского Анатолия Новака, заместителя директора НАБУ.

К слову, Тупальский активно выступал в прессе, проводя информационные кампании в собственную защиту. Что любопытно, материалы в поддержку Тупальского выходили даже на таких экзотических ресурсах, как «Кремль Рус», где среди нескончаемого потока статей о величии Путина в январе 2017 года таинственным образом затесалась реплика, призвавшая оставить Тупальского на посту главы Киевской городской таможни ради проведения «реформ».

В какой-то момент схемы незаконного оформления импорта на Киевской городской таможни стали настолько удушающими для предпринимателей, что Тупальский удостоился персональных акций протеста под зданиями ГФС и правоохранительных органов. От фискального ведомства требовали не допустить Тупальского к открытому конкурсу на замещение должности главы столичной таможни — поскольку все это время он работал в статусе и.о.

Флеш-моб «Как жирует руководитель-коррупционер Киевской городской таможни Сергей Тупальский» под стенами Генеральной прокуратуры. 17 мая 2017 г.

Как ни удивительно, акции возымели свое действие и Тупальский действительно не избавился от приставки и.о. — его работа в статусе временного руководителя таможни ежемесячно пролонгировалась главой ГФС Мирославом Проданом.

От чего еще не удалось избавиться Тупальскому, так это от череды сопровождающих его скандалов. И осенью прошлого года разразился скандал исполинских масштабов: когда был арестован Вадим Альперин, миллиардер и «король контрабанды», которого обвиняли в реализации масштабных схем незаконного импорта через все ту же Киевскую городскую таможню.

Громкий арест Альперина (формальный повод — попытка дать крупную взятку детективу НАБУ) и его громкое освобождение под залог в 21 миллион гривен по-настоящему прославили нравы столичной таможни и ее руководства. В этот период имя Тупальского стало известно, без преувеличения, всей стране — слишком уж громким было дело о многомиллиардных потоках контрабанды, курировали которые высшие таможенные чины.

Одна из схем, о которой идет речь, была такова. Компании-импортеры пытались растаможить товары, ввезенные в Украину из Китая, умышленно указывая в декларации суммы, меньшие рыночной стоимостиТаможенники сначала поднимали платежи, и тогда коммерсанты доплачивали разницу, после чего забирали уже растаможенный товар и продавали по всей стране. Но затем импортеры обращались в суд и добивались отмены решения о доначислении таможенных платежей. А добиться этого им было несложно, поскольку представители таможни со своей стороны заседания… игнорировали.

Еще до ареста Альперина по ходатайству детективов НАБУ Соломенский суд столицы арестовал 450 млн грн, находившихся на депозитных счетах Киевской городской таможни. Эти деньги, как считали детективы, были вещественным доказательством расследуемых преступлений.

Однако и на этот раз Тупальскому удалось уйти от претензий правоохранительных органов непосредственно к нему самому. Кольцо вокруг начальника столичной таможни сжалось несколькими месяцами спустя. Именно тогда впервые прозвучала информация о том, что Тупальский оставит столичную городскую таможню.

30 января в результате обысков военной прокуратурой и СБУ был задержан заместитель Тупальского, которому было предъявлено обвинение в требовании взяток у предпринимателей за оформление товаров на таможне. Как сообщили СМИ, сам Тупальский в этот день был оперативно «задним числом» переведен на должность в ГФС, чтобы избежать скандала, тенью падавшего на его собственную репутацию и репутацию руководства фискальной службы в целом.

Правда, сам Тупальский тогда публично опровергал переход в центральный аппарат ГФС. А информацию об обысках комментировал уклончиво — намекая, что средствам массовой информации он бы безоговорочно не доверял.

Лишь спустя почти две недели Тупальский все же признал, что в ходе обысков был арестован его зам Юрий Коваленко, которому суд назначил залог в 3 млн гривен.

Экономический эксперт Александр Охрименко иронично прокомментировал попытку Тупальского представить обыски и арест Коваленко как результат войны контрабандистов против благородных таможенников, уничтожающих серые схемы:

«Тот факт, что «серые схемы», об отсутствии которых говорит начальник Киевской таможни, всегда существовали, существуют и будут существовать, является бесспорным. Здесь Тупальский явно лукавит. Ежегодный финансовый оборот от экспорта-импорта товаров составляет порядка 40 млрд грн. Как правило, на таможнях оседает и расходится по карманам от 10% до 15%. Не исключение и таможенный пункт «Столичный». Киевская таможня – лишь звено в огромной коррупционной цепи. Если бы Сергей Тупальский был честным руководителем таможни, его бы давно уволили».

Слова Тупальского противоречат и свидетельствам предпринимателя, по жалобе которого на действия Коваленко и было открыто уголовное дело. Александр Ивашина, владелец компании «Виндейл», подробно рассказал о том, как арестованный таможенник требовал у него взятки за оформление контейнеров с товарами — причем Коваленко не скрывал, что деньги он берет для передачи Тупальскому.

Наконец, 16 апреля на своей странице в Facebook Тупальский с романтической формулировкой огласил, что прогнозы о его переводе в ГФС — причем именно на ту должность, о которой писали СМИ — были оправданы.

Коллеги таможенника вполне определенно отзываются об истинных задачах Тупальского, обосновавшегося теперь в центральном аппарате ГФС.

«Продан передвинул Тупальского поближе к себе, чтобы увеличить возможности заработка средств. Ведь это же и предполагает его новая должность: администрирование налоговых платежей, причем в государственном масштабе. Другой вопрос, каким именно образом они будут зарабатываться и в чьи карманы уходить. А Тупальский уже прославился своими ноу-хау в этом вопросе. Схемы Альперина, массовый нелегальный ввоз автомобилей и другие радости теперь, очевидно, станут официальной методикой для всех таможенных постов страны», — рассказал собеседник в фискальной службе.

В свете вышесказанного вопрос о том, находится ли руководство ГФС в трезвом уме, проводя подобную кадровую политику, можно считать риторическим. Именно на Мирославе Продане лежит персональная ответственность за то, что чиновник, связанный с самыми громкими скандалами на таможне, не отстраняется от работы, а получает повышение.

Но что по поводу назначения Тупальского думает министр финансов Александр Данилюк, и без того признававший ГФС одним из самых коррумпированных органов в стране?

Что думает об этом назначении Владимир Гройсман, который перед парламентом называл Мирослава Продана «прогрессивным руководителем, совершенно нетерпимым к любой коррупции»?

Триумф Тупальского — гнусный плевок в лицо той части украинского общества, которая надеялась, что после зимы 2014-го года коррумпированность перестанет служить пропуском на высшие государственные должности, а будет нестираемой печатью позора. Эти надежды растерты в прах тяжелой поступью украинской реальности: в которой коррупция, продажность и кумовство способны сломать любые реформы.

И последнее. На днях появилась информация о том, что в Администрации Президента уверены в неминуемом получении очередного транша МВФ, и потому не спешат с выполнением антикоррупционных обязательств Украины – в частности, с созданием Антикоррупционного суда. Так вот думается, что история с Тупальским может послужить куда более убедительным негативным аргументом для международных кредиторов, чем любые благостные увещевания украинских чиновников о неотвратимости реформ.