Взаимным дипломатическим реверансам способствовал телефонный разговор президентов США и РФ, в котором центральное место заняла Сирия, а вот украинский вопрос оказался далеко на втором плане. Тем не менее на Донбассе стреляют, Авдеевка находится в шаге от гуманитарной катастрофы и участие России в этих событиях невозможно игнорировать.
Politeka обсудила с российским политологом и публицистом Андреем Пионтковским, при каких условиях может наступить мир.
— Недавнее обострение на Донбассе было связано с желанием Москвы поскорее начать переговоры с новой американской администрацией?
— Кремль не теряет надежды на большую сделку, на новую Ялту, и выясняет готовность Трампа к такой сделке. По этому поводу уже и гадать не нужно – это все озвучил Песков. Не знаю, то ли из-за глупости, то ли из-за запредельного цинизма он сказал, что военная эскалация на Донбассе поможет наладить диалог с США.
Но США молчат. Трампу сейчас не до этого, он уже и так влез в громадное количество скандалов как внутри своей страны, так и на международной арене. Параллельно в российской прессе появилась статья прокремлевского обозревателя, работающего с интеллигенцией, где впервые выражается растерянность относительно Трампа и того, будут ли оправданы все возложенные на него безумные московские надежды.
И это неслучайно, ведь в отношениях с Путиным Трамп сталкивается с очень сильной оппозицией в Конгрессе. Его уже и так вынудили сказать, что слишком рано говорить о снятии санкций с России. Если бы не Конгресс, Трамп пошел бы достаточно далеко в сближении с Путиным.
Но россияне постоянно будут обострять ситуацию на линии огня. На захват Украины Кремль сейчас не способен, но и оставить Украину в покое он тоже не может. Его планы не изменились: это уничтожение украинской государственности и блокирование ее европейского вектора развития.
— Есть мнение, что Трамп предпримет попытку наладить отношения с Москвой, но ничего не выйдет. И тогда он начнет вести такую же жесткую политику, как когда-то его однопартиец Рональд Рейган в отношении Советского Союза.
Светлана Залищук о коалиционных перипетиях, борьбе с Россией и западных друзьях (видео)— Это дополнительный аргумент в том же направлении – что никакого соглашения не будет. Думаю, что ему даже не позволят пойти в эту сторону. И даже если Трамп пойдет в направлении переговоров с Путиным, то разочаруется в нем. Могут быть оба варианта, но вывод один – надежды Кремля рухнут.
Снова обращаю внимание на первую тревожную статью кремлевского пропагандиста Ростовского – «Почему России невыгодна политика Трампа?». Это значит, что среди кремлевской элиты наблюдается тенденция разумно думать.
— То есть ни при каких условиях Штаты не будут делить мир с Россией?
— Это невозможно. С этим просто не согласятся ни Лукашенко, ни Порошенко и никто из руководителей бывших советских республик.
Даже если они договорятся, разве Украина после этого прекратит свое сопротивление российской агрессии? Мне кажется, что Украине больше угрожают ни Трамп с кем-то, а собственные изменники.
Даже если США и Россия договорятся, что все постсоветское пространство будет признано зоной влияния России, то что они будут делать с Лукашенко? Видели его восхищение борьбой Украины за свою независимость?
Россия не может восстановить желаемый контроль на постсоветском пространстве и возобновить свою империю. И даже не из-за Америки. С этим никогда не согласятся ни украинцы, ни грузины, ни белорусы, ни казахи, ни узбеки – никто. Никому не нужно это так называемое русское доминирование. Все это лишь иллюзии Москвы, и провал с Трампом их там очень серьезно отрезвит. Они же провалились в Украине, вся их «Новороссия» закончилась бандитским огрызком Лугандонии, которую теперь хотят впихнуть обратно в тело Украины, как раковую опухоль.
Но в эти игры играть не нужно, а сказать раз и навсегда, что эта Лугандония, так же как и Крым, – это временно оккупированная агрессором территория. Украина никогда не признает их аннексию, но не собирается освобождать эту территорию силой, потому что это приведет к еще большому кровопролитию. Все это вернется в Украину, когда путинский режим падет, а сейчас ее надо рассматривать как временно оккупированную территорию, которая должна быть изолированной полностью.
А если международное сообщество хочет внести какой-то позитив, то он должен быть в разведении сторон, в силах ОБСЕ на линии прекращения огня. Этой позицией пугают, называя это замораживанием конфликта. Да, это замораживание, но оно гораздо лучше, чем то, что Путин навязывает Киеву.
Сейчас очень точно следует расставить акценты и снять фальшивые обвинения Москвы в том, что Киев хочет силой решить конфликт. Это не так. Киев объявляет эту территорию временно оккупированной и требует содействия международного сообщества в изоляции территории и прекращении там убийств.
Единственная ответственность, которая лежит на украинской власти, – это обеспечение эвакуации тех граждан Украины, которые хотят покинуть эту территорию и каким-то образом поселиться на территории, контролируемой украинской властью.
— Конфликт между Украиной и Россией продолжается три года и все это время говорят о неизбежном дворцовом перевороте в Кремле. Но все это время там тихо.
Виталий Кулик о медовом месяце Путина и Трампа, молчании Банковой и донбасском кризисе (видео)— Такие режимы, как сейчас в Кремле, уходят в результате очень серьезных внутренних кризисов и дворцовых переворотов. Поэтому Путин так и надеется на свою любовь с Трампом, за которой он хочет скрыть поражение, полученное в Украине. Чтобы его скрыть, он вначале полез на Ближний Восток и устроил себе там второй Афганистан. Это поражение он тоже старается скрыть новой дружбой с Трампом и так называемой крупной сделкой новой Ялты, чтобы потом представить своему населению, как большую геополитическую победу.
Вот когда эти расчеты полностью провалятся, то в российской верхушке созреет классическая атмосфера возможного дворцового переворота. Так всегда происходит в авторитарных режимах после огромных внешнеполитических поражений.
Но когда это будет, я не знаю. Может через два месяца, а может и через два года. Поэтому замороженный конфликт на Донбассе выгоден Украине. Ведь тем временем она спокойно может заниматься реформами экономической и политической системы и дальнейшему движению по европейскому пути.
— А если геополитическая карта в этом году, как выборы в Германии и Франции, изменится в пользу Путина, что тогда?
— В Германии вопрос решен. По решению социал-демократической партии идет Мартин Шульц (бывший председатель Европарламента, – ред.). Во Франции Франсуа Фийон в ближайшие дни будет вынужден снять свою кандидатуру. А Мари Ле Пен точно не пройдет. В конце концов, позиция Франции не так важна, как позиция Германии.
Да и Трамп из-за своего невероятного хамства вызвал такую ненависть к себе в Европе даже не по российскому вопросу, а в целом, что те люди, которые не будут ангажированы в антипутинском направлении, займут антироссийскую позицию. Считайте, что Трамп – большая находка для Украины. Своим идиотизмом он сплачивает антипутинские силы как внутри США, так и в Европе.
Катя Герасимюк
Фото Reuters