Островок Европы посреди «русского мира»
Несмотря на трехсотлетнюю российско-советскую оккупацию, страны Балтии так и не стали частью «русского мира». Столетиями до этого развиваясь в контексте европейской цивилизационной парадигмы, пройдя через эпоху викингов, впитав в себя дух и правила Речи Посполитой, католических крестоносных орденов, Датского королевства и Шведской империи, Прибалтика являла собой настоящую, неподдельную Европу.
Народы Литвы, Латвии и Эстонии всегда мечтали о собственной государственности. Мечты стали явью в 1918 году. После крушения империи Романовых, страны вдоль Балтийского моря не только провозгласили, но и отстояли свою независимость – когда другие, включая Украину, этого сделать не смогли. Впрочем, секрет успеха был прост: все дело в высокой организованности, доверии между народом и элитой и единогласной поддержке населением курса на построение национальных государств.
В 1940 году страны Балтии были вторично оккупированы Красной Армией – согласно советско-нацистскому Пакту Молотова-Риббентропа, они входили в сферу влияния СССР. Год спустя, как мы знаем, Сталин и Гитлер,партнеры по переделу Европы, – перессорились, началась советско-немецкая фаза Второй мировой войны, и Прибалтика была оккупирована уже войсками Третьего Рейха.
Во время войны и после ее окончания, в регионе действовали партизанские отряды «Лесных братьев». Подобно Украинской повстанческой армии и польской Армии Крайовой, балтийские партизаны воевали как против немецких, так и против советских поработителей, боролись с коллаборантами, регулярными войсками и представителями оккупационной администрации; пытались защищать местное население от карательных акций, высылки в концлагеря и конфискации продовольствия. В послевоенный период, движение сопротивления надеялось на военный конфликт между СССР и Западом. Чего, однако, не случилось. Красная армия и НКВД с особой жестокостью подавили очаги сопротивления. Партизаны, их родные и близкие были ликвидированы, либо сосланы в Сибирь.
Верные своей имперской политике принудительной ассимиляции, московские вожди организовали переселение в прибалтийские республики сотен тысяч этнических русских.
Тем не менее, уровень национального самосознания в Литве, Латвии и Эстонии продолжал оставаться очень высоким. А сам регион продолжал оставаться такой себе «внутренней заграницей» СССР, островком столь чуждой и непонятной советскому человеку европейской ментальности. Диссидентское движение в регионе было достаточно сильным и, как только Советский Союз ослаб, страны Балтии вышли из состава издыхающей империи. Причем Литва снова заплатила за это кровью своих патриотов — в январе 1991 года «демократический» лидер СССР Михаил Горбачев послал спецназ на штурм Вильнюсского телецентра. 15 человек погибли, более 900 получили ранения.
После получения независимости, страны Балтии успешно реформировали свои экономики и системы государственного управления, интегрировались в Европейский Союз и в НАТО. Особо выдающихся успехов достигла Эстония, о чем мы подробно писали ранее. А вот Латвия, около трети населения которой составляют этнические русские, оказалась наименее успешной.
Впрочем, Москва никогда так и не смирилась с интеграцией бывших советских республик в цивилизованный мир, как и со стремлением Вильнюса, Риги и Таллинна проводить самостоятельную не только внешнюю, но и внутреннюю политику. Ответом на планы мэрии Таллинна перенести в 2007 году монумент Бронзового солдата стали массовые беспорядки, учиненные русскоязычными люмпенами на улицах эстонских городов, а также масштабная кибератака на эстонские правительственные сайты. Учитывая, что Эстония — одна из самых продвинутых стран мира в области e-демократии, то нанесенный тогда российскими хакерами удар был весьма болезненным.
Весьма успешно работает российская пропаганда и в Латвии. Проживающая в этой стране русскоязычная община выступает якорем, который не дает республике окончательно порвать с «русским миром», и является потенциальным фактором внутренней дестабилизации. Пророссийская партия Нила Ушакова «Согласие» от выборов к выборам занимает лидирующие позиции (так, осенью 2014 года она заняла первое место, обеспечив себе 24 депутатских мандата из 100; традиционным латвийским партиям приходится формировать коалицию, чтобы не допустить друзей Кремля к власти). Сам Ушаков с 2009 года является бессменным мэром латвийской столицы. По данным проведенного недавно опроса, 63% жителей Латвии смотрят программы российского телевидения.
Все это обуславливает особую уязвимость Риги перед лицом потенциальной агрессии Кремля. В частности, автор аналитического доклада Closing NATO’s Baltic Gap и художественной книги «Война с Россией», бывший заместитель главнокомандующего силами НАТО в Европе британский генерал Ричард Ширрефф считает, что настоящая война между Альянсом и Россией начнется как раз с атаки последней на Латвию.
Литва и Эстония выглядят куда устойчивее. Русскоязычная община Эстонии не представлена на политической сцене и лишена возможности влиять на выработку государственной политики. Кроме того, она компактно проживает в Нарве и вокруг нее, что создает угрозу приграничным районам, но не столице и основным центрам страны. Эстонцы уделяют особое внимание развитию добровольческой территориальной обороны – так, эстонские силы самообороны (Kaitseliit) проводят постоянные тренировки и сборы, тесно координируя свои действия с министерством обороны. При этом численность Kaitseliit – от 16 до 25 тысяч человек – значительно превосходит численность регулярной армии страны (около 6000). Нелишним будет заметить, что Эстония – одна из пяти членов НАТО, чьи оборонные расходы превышают 2% ВВП.
Что касается Литвы, то правительство в Вильнюсе, лучше всех понимает исходящую извне опасность, и старается по мере своих сил приготовить страну к отражению вражеского нашествия. Литовские войска и спецподразделения постоянно проводят учения по выявлению и нейтрализации «зеленых человечков», и прочих гибридных угроз (кстати, учатся, что называется, «без дураков» — так, по результатам недавних учений была констатирована полная неадекватность силовиков поставленным задачам, и сделаны надлежащие организационно-кадровые выводы).
Кроме того, президент этой страны Даля Грибаускайте не устает повторять об исходящей из Москвы угрозе, настаивая на усилении натовского военного присутствия в странах Балтии. Понемногу, на Западе прислушиваются к голосу рассудка, и с прошлого года в регионе размещены несколько батальонов быстрого реагирования НАТО. Регулярно проводятся многонациональные учения, в том числе – по защите «Сувалковского коридора» — приграничного участка литовско-польской границы длинной около 100 км, зажатого с одной стороны Калининградским эксклавом РФ, а с другой – союзной России Беларусью. В случае перерезания Сувалковского коридора, все страны Балтии будут отрезаны от основных сил Североатлантического альянса, оказавшись, по сути, в капкане.
Кроме того, правительство Грибаускайте уделяет большое внимание перевооружению своей армии. Правда, некоторые формальные союзники Литвы по НАТО – например, Германия – отказываются продавать Вильнюсу современное оружие (вдруг обидятся российские партнеры по «Северному потоку»!).
Отдельно следует отметить усилия литовских властей по уменьшению зависимости от российских энергоносителей. В 2015 году в Клайпеде был введен в эксплуатацию терминал по приему сжиженного газа, позволяющий удовлетворить потребности в голубом топливе не только Литвы, но и всего региона.
Наконец, все три страны активно укрепляют свою границу с РФ, выстраивая такие себе «стены».
#Кремльнашуисториюнеперепишешь
Но особую истерику Кремля вызвало не развертывание сил НАТО, не совместные учения, не американские «Абрамсы» и «Пэтриоты» на балтийской земле, и даже не жесткие высказывания несгибаемой Далии Грибаускайте.
11 июня на канале Youtube появился снятый документалистами НАТО восьмиминутный фильм под названием «Forest Brothers – Fight for the Baltics» («Лесные братья. Сражение за Балтию»). В нем кратко рассказывается о судьбе антикоммунистических партизан, пытавшихся противостоять советской оккупации Литвы, Латвии и Эстонии.
Надо полагать, российские власти и кремлевские пропагандисты (если между ними есть вообще хоть какая-то разница) уже привыкли к попыткам властей Украины и стран Балтии восстановить историческую справедливость в отношении участников национально-освободительных движений 1940-50 годов. И даже научились использовать это в выгодном для себя русле, крича на весь мир о «реабилитации нацизма» и пытаясь поссорить народы означенных стран с евреями, а украинцев и литовцев – еще и с поляками (кстати, на этом поприще пропаганда Москвы достигла немалых успехов, отдадим им должное). Но здесь речь зашла о принципиально другом – на историю прибалтийского сопротивления без кремлевских очков посмотрели не в Вильнюсе или Таллинне, а в Брюсселе и Вашингтоне! То есть на том самом Западе, который по замыслу российских властей и должен был стать основным потребителем московской дезинформации.
Реакция официальной Москвы была предсказуемой. Вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин написал у себя в Twitter: «Ролик НАТО про «лесных братьев», убивающих наших солдат, подтверждает, что в лице НАТО мы имеем дело с наследниками гитлеровских недобитков». Тот факт, что основные члены Альянса – США, Великобритания, Канада, Франция – не на жизнь, а на смерть воевали с нацистами на всем протяжении Второй мировой, в том числе в те годы, когда Третий Рейх и СССР вместе делили Европу, не особо смутил второго человека в российском правительстве.
Аналогичную позиции занял и МИД РФ, спикер которого Мария Захарова написала, что балтийское движение сопротивления — это «организация, созданная на основе фашистских недобитков… жертвами которых стали тысячи мирных жителей». А само министерство разместило на своей Facebook-странице выдержки из докладов НКВД о якобы имеющих место преступлениях литовских партизан.
В ответ литовский журналист Андрюс Тапинас инициировал флешмоб под хэштегом #Кремльнашуисториюнеперепишешь, призывая литовцев, латышей, эстонцев и украинцев оставлять на странице лавровского ведомства комментарии, доносящие правду о советской оккупации Прибалтики. «Если МИД РФ на своей официальной странице может поливать нас грязью, мы на это можем ответить», — написал Тапинас. За короткое время, пользователи оставили более 13 тысяч таких сообщений. Флешмоб, в свою очередь, вызвал целый шквал постов на официальной странице российского дипломатического ведомства. На что Тапинас отвечал с изрядной долей юмора.
Воровство ратной славы
В то же время, Кремль продолжил переписывание истории, что называется, не отходя от кассы. В те же дни, в Москве появились бигборды, на которых Грюнвальдская битва 1410 года называется памятной датой российской военной истории и победой россиян. Причем – бигборды еще и увиты георгиевской ленточкой (видать, последняя и восходит корнями к началу XV века).
Чтобы оценить всю прелесть извращений российской пропаганды, необходимо понимать, что Грюнвальдское сражение стало триумфом оружия стран, с которыми у Москвы всегда были особые отношений. В тот июльский день 1410 года блистательную победу над тевтонскими рыцарями одержали войска королевства Польского под командованием короля Владислава II Ягайло и… все того же Великого княжества Литовского, ведомого великим князем Витовтом, в составе которого воевали и дружины тогдашних русько-украинских князей. Московия в польско-литовско-немецкой войне 1409-11 гг. не участвовала в принципе, и еще как минимум 70 лет вообще не вела самостоятельной внешней политики, будучи одним из улусов Золотой Орды (зато активно участвовала во всех внутриордынских «движняках» и разборках, но сейчас не об этом).
Волны информационных атак, попытки переписать историю и присвоить чужие заслуги в аккурат в канун масштабных российско-беларуских военных учений «Запад-2017» под самым боком у Украины и Литвы, не могут не настораживать. Ведь известно, что в логике российской концепции гибридной войны ничего не делается просто так.
Массированная пропагандистская кампания вполне может стать прелюдией к чему-то большему.
А может и не стать – если объекты информационных атак проявят необходимую твердость и внутреннее единство: как правило, червь «русского мира» заводится лишь в ослабленных и разобщенных организмах.
Лучшее противоядие в таких случаях – проведение собственных информационных кампаний, всестороннее изучение и терпеливое разъяснение сути тех исторических событий, которые потенциально могут стать объектом кремлевской дезинформации. И разумеется, демонстрация единства – как внутри наших стран, так и на международной арене; кооперация и подставление плеча друг другу. Кстати, в этом плане реакция Киева (вернее, ее отсутствие) на информационные выпады Москвы против дружественной Литвы откровенно разочаровывает.