О сюжетах позже, начну все же с ПАСЕ. Кстати, решение о возврате России было принято чуть ли не год назад, а сейчас оно было просто окончательно оформлено.

Понимаете, когда речь идет о возвращении РФ в Парламентскую Ассамблею — это разговор про деньги: тридцать миллионов долларов взноса в европейскую кассу. И когда про снятие санкций с России — тоже про деньги. Большие деньги, которых добровольно лишаются Германия, Франция и другие страны.

Так чтобы нас услышали, надо тоже говорить о деньгах! А не о пресловутых «европейских ценностях» или о не менее символических правилах ассамблеи. И, уж тем более, не о каких-то исконных правах Украины, которые она сама не слишком рвется защищать  с оружием в руках.

То есть, с самого начала надо было общаться с европейцами и другими внятно и прагматично: да, мы не можем сразу прекратить товарооборот с РФ, поскольку нас есть позиции критического импорта, но вот наш план поэтапного сворачивания сотрудничества с агрессором.

Да, мы понимаем, что вы теряете на антироссийских санкциях, но для вас мы максимально открываем свой рынок, создаем самые привлекательные условия для инвестиций. Да, мы понимаем, что это не может полностью компенсировать ваши потери в России, но мы делаем, что можем.

Вместо этого нам пять лет втюхивали про череду непрерывных дипломатических побед…

А теперь что? Теперь, конечно, можно предпринимать демарши. И это, конечно, правильно. Только эффекта, как от демонстрации факов вслед уходящему поезду.

ПАСЕ

Что делать? Выстраивать иную систему взаимоотношений общества с меняющейся сейчас властью.

Поэтому сегодня, решительные сограждане и отсиживающиеся соотечественники, «Телетайп» посвящен не столько обзору событий, сколько перечню задач. Наших задач, стоящих перед нами, гражданами.

И главная из них — аккуратно, но настойчиво подпирать Президента Зеленского, тем самым делая неизбежным выполнение того, что хочет украинское общество.

Потому что для Владимира Зеленского принципиально важно соответствовать этому самому общественному ожиданию. Что на ближайший период становится определяющим для его политического поведения.

Первоочередная тема — мир на Донбассе.

Вот честно, уже и не знаю, каким образом возможно реинтегрировать Донбасс после того, как он полностью переключен на российское обеспечение да еще и российские паспорта там выдают. Не представляю, как можно выковырять оттуда недоимперию после стольких лет оголтелой пропаганды и оболванивания населения.

С другой стороны, отказаться от Донбасса — это получить под боком криминальный анклав, мощный центр наркотрафика, торговли людьми и оружием, который будет использовать организованная преступность всего мира, та же Россия, в первую очередь. Использовать и против нас.

Зато я точно знаю, что реальный мирный процесс должен начаться с реального прекращения огня. С двух сторон.

Для реального прекращения огня необходимо разведение противостоящих сторон не менее, чем на пятьдесят километров, чтобы исключить использование легкого вооружения, и создание демилитаризованной зоны.

Это не я придумал, это вполне стандартная мировая практика. К сведению, разведение сил, вроде бы начатое в Станице Луганская, подписано еще в 2016 году. Насколько оно оправдано с военной точки зрения сейчас, судить не берусь. Но начинать с чего-то надо.

Прекращение огня не означает ни победы, ни поражения. Это лишь база для предметных переговоров, не более. И переговоры эти не могут быть отданы на откуп только военным или только дипломатам.

Донбасс

Ничего не выйдет, пока украинцы там и здесь будут оставаться в стороне. Например, у меня несмываемая претензия к Петру Порошенко и Виктору Муженко, что когда в 2014 году местные воины-интернационалисты, афганцы, если по-простому, были готовы поддержать ВСУ изнутри Луганска, и город можно было фактически взять с минимальными потерями, то наши войска так и не получили приказа на вход. А потом туда зашли боевики с российской стороны, и возможность была упущена.

Сейчас афганцы продолжают поддерживать контакты через линию фронта. По этой линии раньше шел интенсивный обмен пленными и вывоз тел погибших.

Афганцы при поддержке местного населения на нашей и на неконтролируемой территории способны активно выступить в поддержку прекращения огня, стать катализатором этого процесса. Поскольку Кремлю не хочется спугнуть снятие санкций, то там это тоже с высокой вероятностью будет поддержано.

Но ситуация динамичная. И если ситуацию в очередной раз упустить, то она уже может и не повториться.

Вторая ключевая тема — деолигархизация.

Ахметов, олигархи

Да, Зеленский за отказ от искусственного монополизма, благодаря которому, собственно, и возникает олигархат. Как отказ от монополизма поддерживает, к примеру, Игорь Коломойский. Это правильно, но этого категорически мало.

Олигархи, они ведь не самые бестолковые и пассивные украинцы. Даже если Антимонопольный комитет заработает, как швейцарский нож, то наши олигархи все равно изобретут новые хитроумные схемы использования бюджета в своих целях, все равно втянут в эти схемы уже новых чиновников, и все вернется на круги своя. Круги ада, в данном случае, с войной, нищетой и бесправием украинцев.

И даже повсеместное внедрение цифровой демократии только облегчит, но не решит проблему.

Настоящее решение проблемы — это эволюционный, поэтапный переход Украины к совладению и соуправлению национальным достоянием.

Для начала нам срочно необходимы перепись населения и полный аудит решений, касающихся распределения всего того, что досталось Украине после распада Союза: промышленности, полезных ископаемых, лесов, морей и рек, воздушного пространства, радиочастот, произведений искусства и так далее.

И за несправедливое получение части общенационального достоянии в личное пользование олигархам придется либо рассчитаться, либо вернуть полученное. Но не в рамках сговора с властью, а в ходе прозрачного открытого общественного процесса.

Украина, флаг, украинцы

А дальше необходим государственный план перехода к совладению и соуправлению. И да, он потребует иной, более эффективной системы государственного управления. И вот здесь естественным, а не спекулятивным образом возникают и народные референдумы как основной метод принятия решений, касающихся общего, и двухпалатный парламент, и диджитализация основных процессов, и безусловный доход украинцев.

При реализации такого подхода олигархат лишится главных — экономических рычагов, которые позволяют ему манипулировать и политиками, и избирателями.

Подробно все это расписано в системе Общественного Договора, который, очищенный от политической конъюнктуры, надо запускать в жизнь именно сейчас. Чтобы к окончанию выборов и формированию правительства он уже стал таким социальным фактором, от которого не отмахнуться.

Общественный Договор, как и прекращение огня, дополняют и конкретизируют то, что намерена делать новая власть во главе с Президентом Зеленским. А значит, создает потенциальные условия не для конфликта власти с народом, как это у нас складывается уже четверть века, а для сотрудничества ради общих целей.

И если власть вдруг попробует забыть о своих обязательствах, то общество, непосредственно участвуя в важных процессах установления мира и справедливого распределения богатства, не постесняется напомнить власти, что она — всего лишь «Слуга народа».

Александр Кочетков, аналитик и политтехнолог, специально для «Политеки»

Напомним, Зеленский предложил владельцу Viber работу в Украине.

Как сообщала Politeka, стало известно, кто пройдет в Раду.

Также Politeka писала, что Зеленский готовит решительные меры, Луценко осталось недолго.