Politeka узнала у экспертов, каким будет протестный градус в украинском обществе этой осенью, в частности, есть ли экономические или политические предпосылки, которые заставят людей выйти на масштабные акции.

Андрей Еременко, основатель социологической службы Active group:

— Все социологические исследования фиксируют довольно высокое количество людей, которые декларируют свою готовность к протестам. Но от декларации готовности до самого протеста – пропасть. Люди готовы выходить и рассматривают механизм протестов, как один из действенных способов влияния на власть, что логично после Майдана, но глобальные протесты пока что мало возможны.

Однако сейчас наблюдаем наличие локальных протестов, которые сосредоточены вокруг достаточно узких тем и в которых участвует относительно небольшая группа людей. Например, под Верховной Радой протестовали автомобилисты, которым нужно растамаживать авто. То есть это не просто автомобилисты, а люди, которые купили авто не совсем законно, а теперь им нужно как-то выйти из этой ситуации.


Предполагается приезд Михеила Саакашвили. Это также спровоцирует локальный и узкий протест вокруг него. Превратится ли эта локальная протестная активность в глобальный протест вроде Майдана? Вопрос открытый.


Перед Майданом было аналогичное поднятие локальной протестной активности. Это касается не только громких акций, как «Врадиевское шествие» или «Налоговый майдан». Тогда было много мелких акций, на которые выходили 20-50 человек. Протест против отказа от подписания Соглашения об Ассоциации Украины с Евросоюзом тоже сначала собрал несколько сотен человек. Это был очередной узкий протест. И вдруг на следующий день мы увидели сотни тысяч.

Поэтому сейчас есть два вопроса. Первый – перерастут ли накапливающиеся мелкие локальные протесты в масштабный? Второй – если перерастут, то чего достигнет этот большой протест? Это очень зависит от адекватности поведения власти. Сейчас у власти серьезная проблема. Ей нужно держать грань, чтобы, с одной стороны, не показаться слабой. Ведь тогда начнут очень сильно качать оппозиционеры и внешние игроки. Но также важно не передавить, потому что тогда начнутся бунты. Так передавили во время разгона Евромайдана. Вот и получили. Поэтому сейчас власть находится на хрупкой грани.


Поддержка политикума в целом в Украине сейчас очень низкая. Например, опросы фиксируют рейтинг доверия к президенту на уровне 10%, а рейтинг крупнейшего оппозиционера — 15%.


Андрей Новак, глава Комитета экономистов Украины:

— Сейчас в Украине нет критической социально-экономической или политической ситуации, которая бы заставила большое количество украинцев выйти на улицы и протестовать против действий власти. Спровоцировать людей на протест сейчас может разве что очередное повышение цен на энергоресурсы в преддверии отопительного сезона. Например, если с 1 октября произойдет увеличение цен на газ для населения на 19%, как это предусмотрено в финансовом плане НАК «Нафтогаз Украины».

Конечно, любые массовые действа требуют управления этим процессом. Ни один условный «Майдан» не может состояться, если его в определенный момент кто-то не возглавляет, не направляет, не провоцирует и не подпитывает. Поэтому нужно быть готовым к тому, что политики в любой теме могут спекулировать.

Тарас Загородний, управляющий партнер Национальной антикризисной группы:

— У украинцев достаточно причин для протестов – это тарифы, рост цен на продовольствие. Видим, что есть активная группа автомобилистов с автомобилями на еврономерах. Предпосылок много, но не хватало лидера, которому доверяли бы. Но благодаря какому-то умнику в Администрации президента, который накрутил Петра Порошенко, чтобы он лишил гражданства Михеила Саакашвили, получили лидера, который способен объединить вокруг себя людей. Саакашвили может стать торпедой и качать протестные настроения. Сможет возглавить не новый Майдан, но весомую протестную акцию.

Из-за Саакашвили власть делает один шаг глупее другого. Они сами показали, что есть лидер, которому можно доверять. У него есть успешный опыт проведения реформ в Грузии. Конечно, есть много вопросов, но он создал действенный аппарат, который после него не развалился, а продолжил работать. По крайней мере, американцы готовы вкладывать средства в Грузию и там работать. Это большой плюс для страны.

Поэтому ситуация для украинских властей складывается в опасную тенденцию, которая может закончиться для них плачевно. Они должны понимать, что их никто не будет жалеть.

Конечно, нынешняя украинская власть умна, умеет натравливать людей друг против друга. Это видим по кампании по легализации еврономеров. Однако нельзя долго разделять общество на группы и стравливать их друг против друга. Рано или поздно это все же выльется в один протест, и тогда власти не поздоровится.

Ольга Головко