Нормы закона запрещают высокопоставленным чиновникам времен президентства Виктора Януковича занимать должности в органах государственной власти в течение пяти или десяти лет.

Таких в Украине насчитали пять тысяч человек. Также закон запрещает идти во власть людям с коммунистическим прошлым.

В департаменте по вопросам люстрации Министерства юстиции Украины заявили, что власть уже очищена на 98%.

Однако многие уволенные пытаются восстановиться на своих должностях. Количество исков, поступивших в административные суды, превышает количество люстрированных чиновников.

Однако судебные процессы по этим делам в настоящее время приостановлены. Ведь вопрос о конституционности закона «Об очищении власти» завис в Конституционном суде. С апреля 2015 года КС так и не принял никакого решения по этому делу. Рассмотрение отложили на неопределенный срок.

А пока Конституционный суд медлит с выводами, люстрированные чиновники подают жалобы в Европейский суд по правам человека.

Politeka узнала у народных депутатов, как они оценивают результаты люстрации за три года, почему Конституционный суд затягивает рассмотрение вопроса о конституционности соответствующего закона и кому выгодна эта неопределенная ситуация.

Леонид Емец
Леонид Емец, народный депутат фракции «Народный фронт»:

— По топ-чиновникам люстрация достигла почти 100% результата. Единицы просто убежали или же ходят по судам, чтобы восстановиться в должностях. Но более 90% чиновников времен Януковича отстранены и лишены права иметь доступ к государственной службе на десять лет. А вот по судьям – провал, хотя это было ожидаемо.

Конституционный суд нарушил закон. На рассмотрение дела ему предоставляется два месяца, а он уже два года тянет с ответом относительно конституционности закона о люстрации. Причина, почему происходит затягивание рассмотрения дела – конфликт интересов. В законе прописано, что люстрации подлежат судьи, которые способствовали узурпации власти режимом Януковича. Сейчас же в КС остались пять судей, которые в 2010 году приняли решение об изменении Конституции Украины, чем наделили Януковича дополнительными полномочиями, которые дали ему возможность узурпировать власть.

Венецианская комиссия еще при разработке закона о люстрации дала четкий вывод: они не поддерживают идею люстрации как таковой, но в той ситуации, в которой оказалась Украина, признают наше право запретить отдельному кругу лиц находиться на государственной службе. То есть Венецианская комиссия отметила, что законодательно вопросов к нашему закону у нее нет.

Сергей Тарута
Сергей Тарута, народный депутат, основатель партии «ОСНОВА»:

— Возможно, 10% высокопоставленных чиновников времен президентства Виктора Януковича действительно нужно было убрать, но остальные 90% были профессионалами и патриотами. Выгнали их — и имеем сейчас ужасные последствия.

Люстрацию в Украине провели непродуманно, совершенно несогласованно с Венецианской комиссией. Она была политической, поэтому нанесла большой ущерб стране. Произошла манипуляция обществом, которое хотело перемен, очищения власти. Вот это очищение и перепутали с люстрацией. Это большая трагедия для руководства страны и дальнейшее издевательство над Украиной. Если смотреть на экономические последствия – это трагедия.

Закон о люстрации неконституционный. Власть боится, что если Конституционный суд начнет рассматривать закон, то отменит его. Понимаем, какие будут последствия, когда его отменят. Государство будет вынуждено компенсировать все убытки людям, которых люстрировали. Это большие деньги. Более того, это означает, что многие могут вернуться на должности. Среди них будут и те, которые не станут хвалить власть. Поэтому, видимо, есть установка от руководства государства, что лучше не рассматривать, затягивать процесс. Ведь Конституционный суд – это инструмент власти.

Вадим Денисенко
Вадим Денисенко, народный депутат фракции «Блок Петра Порошенко»:

— Три года назад приняли слабый закон «Об очищении власти». К нему есть много вопросов. Его приняли под революционные крики «Ура!», вместо того, чтобы наработать нормальную юридическую базу. Поэтому нынешний закон о люстрации недейственный. Его придумали для пиара, а не для работы.


Люстрацию можно делать только в очень короткий промежуток времени и в определенные критические моменты. К сожалению, свое время для этого упустили. После Революции Достоинства это было возможно сделать. Сейчас по люстрации не найдем консенсус в обществе. Нужно думать о других системах очистки чиновничьего состава.


Ольга Головка