Длительное время политические силы, которые входили в большинство, имели противоречия. Но последней каплей стало совместное голосование БЮТ и Партии Регионов за пакет законопроектов, направленных на ограничение власти президента. После этого НУ-НС заявил о выходе из коалиции.
Впрочем, внеочередные выборы так и не произошли. После длительных перипетий политический кризис 2008 года закончился восстановлением «демократической коалиции», к которой присоединился еще и Народный блок Литвина.
Politeka узнала, существует ли сейчас риск роспуска парламента и какие могут быть для этого причины, в частности, есть ли коалиция в Верховной Раде.
Сергей Таран, глава правления Центра социологических и политологических исследований «Социовымир», директор Международного института демократий:
— Сейчас коалиция в украинском парламенте скорее жива, чем мертва. Хоть и сложно, потому что это демократия, но голосования проходят. В украинских условиях результаты голосования – это и есть показатель наличия коалиции. Время от времени депутаты, которые даже не входят в большинство, могут голосовать за правительственные проекты, и наоборот — те, которые входят в коалицию, могут быть в оппозиции к властным проектам. Например, «Батькивщина» голосовала за закон об образовании, хотя не входит в большинство. «Самопомич» говорит, что будет голосовать за медицинскую реформу, хотя тоже не в коалиции. А вот многие отдельные депутаты, которые формально входят во властное большинство, часто категорически не хотят голосовать за законы, которые это провластное большинство предлагает.
Голосования в украинском парламенте проходят не строго по линии «большинство и меньшинство». Это не плохо и не хорошо. Просто факт. Задача парламента как раз и заключается в том, чтобы стимулировать политиков находить общий язык, даже если они из разных политических сил.
Пока голосования будут проходить, у президента не будет необходимости подписывать указ о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады. Внеочередные выборы станут возможными лишь тогда, когда люди, которые формируют большинство, не смогут найти общий язык между собой. Так сложилось, что власть в Украине больше всего страдает не от давления извне, а от внутренних расколов. Поэтому такой риск всегда существует. Однако сейчас у участников политического процесса отсутствует желание идти на внеочередные выборы. Их никто не планирует.
Андрей Миселюк, директор Института социально-политического проектирования «Диалог»:
— Сейчас ситуация кардинально отличается от 2008 года. Тогда речь шла о попытке переписать Конституцию, чтобы урезать полномочия президента. В течение 2008 года БЮТ и Партия регионов пытались объединиться. Им это не удалось, однако после таких конкретных заигрываний с «регионалами», конечно, ни о какой коалиции с БЮТ не могло быть и речи. Тогда и встал вопрос, каким образом будет работать Верховная Рада. Президент Виктор Ющенко хотел распустить, но уже не имел ресурса, на который мог бы опереться. В 2007 году парламент удалось распустить, потому что тогда Ющенко имел опору в лице НУ-НС и БЮТ, представители которых написали заявления о сложении депутатских полномочий, и стало возможно проводить внеочередные выборы. Вторая же попытка отличалась тем, что БЮТ ни в коем случае не хотел проводить выборы. Опоры у него уже не было.
Сейчас ситуация в Украине лежит совсем в другой плоскости. Законодательство требует, чтобы коалиция была создана большинством депутатов. Так и произошло. Сейчас их обвиняют, что части депутатов не хватает. Однако есть юридический факт, что она все же была создана. Что же касается практической плоскости деятельности коалиции, видим, что законы принимаются. Хотя часто не голосами коалиции, поскольку их там не хватает.
Коалиция действует ситуативно. Когда им нужно, они объединяются с «Волей народа», «Возрождением», иногда с Оппоблоком, постоянно собирают необходимые голоса под соответствующие голосования. В таком режиме коалиция функционирует достаточно давно. Этот конвейер налажен, им удается принимать законы, необходимые правительству. С этой точки зрения можно сказать, что они работают эффективно, и никаких предпосылок, чтобы эта система была существенно измененена, нет. К тому же все сейчас ориентируются на очередные выборы, а не досрочные.
Виктор Небоженко, директор социологической службы «Украинский барометр»:
— Если бы в Украине была чисто пропорциональная система голосования, существование коалиции сейчас было бы под вопросом. Можно было бы утверждать, что коалицию сначала сформировали пять фракций, теперь осталось две, которые к тому же арифметически не составляют большинство. Однако в Украине парламент формируется из двух источников – конкурентных партий и депутатов-мажоритарщиков. Как раз последние и голосуют, когда их просят. Если голосования проходят, значит коалиция существует. Юридически тут сложно иметь претензии к Верховной Раде.
Сейчас нет никаких причин для досрочных выборов. Только если будет конфликт внутри руководящих «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта». Если они начнут выяснять отношения, это превратится во внеочередные выборы. К тому же еще не известно, какие – парламентские или президентские.
Ольга Головка