Начиная с марта 2014 года, чтобы дать отпор российской агрессии, в Украине прошли шесть волн мобилизации. Согласно данным Государственной службы по делам ветеранов войны и участников Антитеррористической операции, статус участника боевых действий сейчас имеют свыше 300 тысяч человек.
Как в течение трех лет войны менялось отношение украинцев к армии, надлежащим ли образом государство заботится о военнослужащих и каких законодательных инициатив не хватает для достойной социальной защиты наших защитников, Politeka узнала у экспертов.
Евгений Головаха, заместитель главы Института социологии НАН Украины:
— Отношение украинцев к военнослужащим более позитивное, нежели было до 2014 года. Армии доверяют больше половины украинцев. Вооруженные силы уже несколько лет находятся в тройке лидеров среди институтов по уровню доверия.
Но наиболее позитивным отношение к армии было в 2014-2015 годах. Сейчас немного уменьшилось, однако не принципиально. Такие колебания естественны. Они связаны с ситуацией на фронте. Когда есть непосредственная угроза, что будет нападение врага, позитивное отношение к армии повышается, и наоборот – в период затишья несколько уменьшается.
Это касается и волонтеров. Уровень доверия к ним тоже высокий. Однако имеют место небольшие колебания. Ведь в начале войны, когда государство не могло обеспечить армию, их функция была более важной.
Максим Щербатюк, программный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека:
— С начала войны на востоке Украины по сегодняшний день государство значительно продвинулось в вопросах социальной защиты и поддержки военнослужащих. Улучшилась ситуация с процессом получения ими различных статусов, например «участника боевых действий». Здесь особых замечаний сейчас нет. Внедрено много инициатив по их реабилитации и адаптации. В определенной степени уже урегулирован вопрос с военнослужащими-иностранцами.
Однако все эти позитивные изменения нельзя назвать полностью заслугой государства. Именно гражданское общество заставило государство быть более активным в этом направлении. Многие законопроекты и инициативы готовили волонтеры или неправительственные организации. Государство же в определенный момент просто было вынуждено их принимать.
Нерешенной остается проблема обеспечения военных жильем. Но в Украине этот вопрос вообще неэффективен. Он базируется только на определенных программах, которые время от времени принимает правительство, и финансируется в небольшом количестве. Также остаются проблемы, связанные с медицинским обслуживанием военнослужащих.
Иван Винник, народный депутат от «Блока Петра Порошенко», секретарь Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны:
— Для социальной защиты и поддержки военнослужащих не хватает законодательных инициатив, касающихся обеспечения их жильем. Предлагали решить этот вопрос посредством внедрения льготного кредитования военных.
Учитывая, что им существенно увеличили денежное обеспечение, а этот процесс будет продолжаться и в дальнейшем, семьи военнослужащих, с нагрузкой на семейный бюджет около 3-4 тыс. грн в месяц, могли бы самостоятельно на условиях льготного лизингового кредитования получать в собственность в течение 10 лет квартиру. Это было бы нормально.
Если военнослужащий будет иметь собственное жилье – найдется жена и дети родятся. А это главная задача психологической реабилитации. Психологическая поддержка любого человека обеспечивается социумом. Социум на уровне индивидуума – это его семья, возможность работать, рожать детей и воспитывать их. Если обеспечить военных собственным домом – это будет и психологически-эмоциональной поддержкой.
Ольга Головка