Приговоры лидерам крымскотатарского народа оккупанты огласили в сентябре этого года. Чийгоза обвинили в организации массовых беспорядков 26 февраля 2014 года в Симферополе и приговорили к 8 годам колонии строгого режима.

Геннадий Афанасьев о политзаключенных в России и аде на Земле

Умеров получил до двух лет колонии-поселения за якобы призывы, которые «угрожали территориальной целостности России».

Президент Украины Петр Порошенко поблагодарил за освобождение украинских политзаключенных президента Турции Реджепа Таипа Эрдогана, который вел переговоры с Владимиром Путиным.

На каких условиях были освобождены Умеров и Чийгоз, пока окончательно не известно. В России утверждают, что они помилованы секретными указами Путина. Адвокат Николай Полозов заявляет, что о помиловании его подзащитные не просили.

После возвращения в Украину Чийгоз и Умеров будут жить и работать в Киеве.

Почему Турция участвовала в освобождении украинцев, зачем Российская Федерация продолжает задерживать наших граждан и как их спасать из плена, Politeka рассказал руководитель адвокационного Центра Украинского Хельсинского союза по правам человека Борис Захаров.

— Почему Россия украинских граждан Умерова и Чийгоза выдала Турции?

Борис Захаров
— Это стало возможно благодаря договоренностям Эрдогана с Путиным. Турция выступила посредником. Большую роль в их освобождении также сыграли лидеры крымскотатарского народа Рефат Чубаров и Мустафа Джемилев, которые имеют большую репутацию в тюркском мире.

— Такой механизм допустим с правовой точки зрения?

— Это результат скорее политических переговоров, а не привлечения правового механизма.

Правовые механизмы достаточно длительны во времени. К тому же, когда имеешь дело с таким неправовым государством, как Российская Федерация, они могут быть неэффективными. Россия право не уважает. Когда речь заходит о каких-либо договоренностях с РФ, прежде всего это определенные интересы.

В общем, строить политику на интересах, которые подменяют право – это нехорошо. Однако для освобождения наших граждан должны использовать любые механизмы.

— Почему турецкий президент занимался вопросом освобождения украинцев?

— Тюркские страны неравнодушны к проблемам крымских татар. Нужно понимать, что в тюркском мире также идет борьба за лидерство. Сейчас оно принадлежит Турции. Поэтому такой правозащитный шаг Эрдогана, безусловно, связан с его желанием удержать и укрепить свою репутацию не только в тюркском мире, но и вообще.

— Трудно поверить, что Кремль согласился отпустить Умерова и Чийгоза и ничего не получил взамен.

— Тонкости переговоров неизвестны. Однако вряд ли это произошло просто так. Очевидно, определенные договоренности между РФ и Турцией существуют. Возможно, они состоят в экономических уступках, о которых можем только догадываться. Во всяком случае, что бы это ни было, оно помогло спасти жизни людей.

— Можно ли по такому же принципу освободить других украинских политзаключенных, которые находятся на территории России и в оккупированном Крыму?

— Можно. Нужно вести переговоры относительно освобождения каждой личности. Привлекать все имеющиеся механизмы: правовые, дипломатические, политические, международные, двусторонние или трехсторонние, как в этом случае. Прощупывать слабые места РФ и всячески на них давить.

За наших граждан может вступиться любая страна, которая сможет о чем-то договориться с Россией. Поэтому должны использовать связи со странами, которые имеют возможность нам помочь.

— Сколько украинских политзаключенных сейчас в РФ?

За короткий период времени их количество увеличилось до 59. Только с начала лета на территории России и в оккупированном Крыму были задержаны 18 украинцев. Это без учета пленных в ОРДЛО.

— Зачем это Москве?

Александр Хара о языках нацменьшинств, шансах Ксении Собчак и судьбе Каталонии

— Террор – это один из китов, на котором держится любая тоталитарная система. Его применяют против инакомыслящих, диссидентов, то есть лиц, которые, по мнению режима, представляют для него угрозу. Так было и в Советском Союзе.

ФСБ нужно выполнять план — вот они и хватают украинцев. Запрещают определенную организацию, например «Правый сектор», который в РФ признан экстремистским, и теперь могут кого угодно обвинять в причастности и делать себе показатели, чтобы продемонстрировать, что ФСБ не зря деньги получает, а дежурный офицер за это еще и дополнительную «звездочку» на погонах получит. Вот недавно россияне задержали украинца Романа Терновского, которого обвиняют в причастности к «Правому сектору».


Все это направлено на внутренний рынок, чтобы подавить любое сопротивление внутри России. Создать атмосферу страха и безысходности. На этом и держится режим в РФ.


По теории философа Карла Поппера, создание тоталитарного режима возможно только в условиях закрытого общества. В идеальном виде – это Северная Корея. Но Кремль с помощью современных технологий, массовой пропаганды через телевидение и социальные сети создал тоталитарный режим даже в открытом обществе. Россияне путешествуют по миру, пользуются интернетом, но им удачно промыли мозг.

— Но на международном уровне это вредит имиджу России.

— Путин исповедует концепцию международной политики, которая построена исключительно на собственных интересах и на пренебрежении правилами. Москва таким образом демонстрирует, что никто ей не может указывать. «Великая империя» будет делать все, что захочет, имеет собственные интересы и плюет на международную ситуацию и права человека.

— Украина бессильна в этой ситуации? Неужели нет механизма, чтобы противодействовать незаконному задержанию своих граждан?

Эрфан Кудусов о русском соседе, полезных идиотах Кремля и крымскотатарской автономии

— Выражение «береженого Бог бережет» здесь самое уместное. Этому трудно противодействовать из-за неосмотрительности самих граждан Украины. Даже участники АТО едут в Российскую Федерацию на заработки. Не понимаю, как можно ехать в страну, которая пришла к нам с войной?

Конечно, есть люди, которые осознают риски, но просто не могут туда не ездить, потому что у них родственники в России, с которыми нужно видеться, поддерживать, или определенная собственность. Но вызывают недоумение те, кто едет по чисто меркантильным интересам или с туристической целью.

Украина должна предупреждать своих граждан об опасности, связанной с такими поездками в РФ. Сейчас украинская власть хочет вообще ограничить передвижение. Не думаю, что это эффективный способ противодействовать задержанию украинцев. Если Москве будет нужно, жертву все равно найдут. По статистике, связи с РФ поддерживают очень много наших граждан.

При нынешних условиях не приходится говорить, что количество политзаключенных не будет увеличиваться. Режиму Путина просто необходимо сажать, пытать, создавать атмосферу страха. Поэтому, пока этот режим не рухнет, все будет продолжаться.

— Видите перспективы падения режима Путина?

— В начале 80-х годов все диссидентское движение было фактически подавлено. Все сидели по лагерям или вынуждены были молчать. Это была совершенно беспросветная ситуация. В 80-х только единицы могли представить, что через 5-6 лет Советский Союз развалится. И вдруг это произошло. Изменения произошли сверху.

Советская власть была вынуждена пойти на курс либерализации, потому что фактически проиграла в Холодной войне. Так же сейчас Российская Федерация проигрывает. Падение режима – лишь вопрос времени.

Для Украины этот процесс может иметь серьезные последствия. Поэтому нужно держать руку на пульсе и готовиться к любым сценариям. В частности к войне.

— Как ускорить освобождение украинских политзаключенных, которых удерживает Кремль?

Михаил Самусь: Закон о Донбассе модернизирует Минские соглашения

— Нужно вводить международные персональные санкции против лиц, которые преследуют наших граждан, эффективно документировать все нарушения и открывать против них уголовные дела. Ввести списки, вроде «списка Магнитского». Параллельно усилить давление на Россию через секторальные санкции.

Также по каждому политзаключенному нужно отдельно вести переговоры с привлечением третьей стороны, как это было с Турцией.

— Запад готов к введению более жестких санкций против России?

— Их готовность растет. Важным моментом были резолюции Европейского парламента, в которых указано рассмотрение вопроса о введении персональных санкций. Соединенные Штаты также демонстрируют готовность к рассмотрению этих вопросов. Недавно США уже ужесточили санкции против РФ. За это проголосовали и Конгресс, и Сенат. Даже ограничили Дональда Трампа в полномочиях их отменять. В этом направлении должна активно работать и Украина.


Требуется задокументировать все преступления Российской Федерации, четко определить виновных и доказать, что именно они совершили эти преступления. Сначала Украина сама должна против них ввести санкции, а потом бить тревогу, чтобы такие же санкции вводили Евросоюз, США и другие страны.


Необходимо все выносить на международный уровень и применять правовые механизмы. Обязательно обжаловать решение российских судов, даже непризнанных судов в оккупированном Крыму, использовать все так называемые национальные механизмы защиты, подавать иски в Европейский суд по правам человека, использовать механизмы ООН. Этим нужно заниматься системно.

Ольга Головка