В течение года неоднократно происходили эскалации, например вблизи Авдеевки, которая оказалась на грани гуманитарной катастрофы. Однако были и победы, в частности возвращение домой украинцев, которые длительное время находились в плену оккупантов.

Politeka спросила у экспертов, приблизилась ли Украина за 2017 год к освобождению оккупированных Российской Федерацией территорий Донбасса и Крыма и каковы наиболее вероятные сценарии развития событий в следующем году.

Сергей Таран, глава правления Центра социологических и политологических исследований «Социоизмерение», директор Международного института демократий:

— В 2017 году Украина, бесспорно, приблизилась к освобождению оккупированных территорий Донбасса и Крыма. Но должны понимать, что это вопрос не одного года. Долговременная стратегия защиты украинских территорий заключается в том, чтобы изнурять Россию и усиливать украинскую армию. Для этого нужно время.

В этом году произошли достаточно серьезные сдвиги. Во-первых, есть информация о поставках Украине летального оружия от США. Мы к этому долго шли, мало кто верил, что подобное может произойти. Вопрос даже не в оружии, хотя оно тоже важно, а в доверии к Украине, ведь оружие такого класса Запад не выдает странам или политикам, которым не доверяет. Это также означает продолжение военной поддержки Украины, дальнейшие совместные военные программы, тренировки.

Важным для сохранения национальной безопасности Украины является продление санкций против Российской Федерации в 2017 году. Санкции напрямую связаны с нашей безопасностью. Это сдерживающий фактор для российской агрессии. Время от времени в Украине поднимали панику, что Запад отменит санкции, но этого не произошло и не произойдет.

Еще одна важная вещь, которая на первый взгляд не связана с безопасностью, хотя это не так – освобождение наших заложников. Это очень знаковое событие. Украина, в отличие от «русского мира», ценит своих военных. За каждого нашего гражданина мы будем воевать и будем делать все возможное, чтобы освободить из плена. Поэтому это ценностное измерение также связано с безопасностью.

В следующем году будет продолжаться диалог относительно возможной миротворческой миссии на Донбассе. Также будут периодические обострения ситуации. Россия для достижения своих целей использует шантаж и обострение, которым его подчеркивает. РФ, несомненно, будет говорить о выборах на оккупированных территориях, но до этого вряд ли дойдет.

Олег Жданов, бывший офицер оперативного управления Генштаба ВСУ, полковник запаса:

— Фактически 2017-й год можно считать продолжением 2016-го. Продолжается режим стагнации. Мы не продвинулись в своих позициях. В этом году было гораздо меньше переговоров в «нормандском формате». «Минск» вообще окончательно умер. К тому же Украина новый формат не предложила. Не изменили свою ни внешнюю, ни внутреннюю политику.

Не стоит ожидать особых изменений и в следующем году. Все будет продолжаться в таком же режиме. Оживление или продвижение в решении кризисных вопросов начнется только осенью 2018-го. Чем ближе к выборам — тем больше будет активности.

Решение, которое Украине необходимо реализовать в следующем году, что может сдвинуть с мертвой точки решение кризиса как на Донбассе, так и в Крыму – это официальное признание войны, вооруженного конфликта между Украиной и Россией. Это единственное, что может повлиять на ход событий и приблизить нас к завершению этого конфликта.

Президентские выборы в России в 2018 году вряд ли повлияют на ситуацию на востоке Украины. Вообще не вижу смысла в их проведении. Понятно, что Владимир Путин, получив свои 84%, останется президентом РФ. Даже из недавнего освобождения заложников Путин сумел извлечь максимальную выгоду для себя, заработал очередной плюс к своей предвыборной кампании. Он сыграл роль миротворца, еще раз показал, что Россия не является участником конфликта, Киев должен договариваться напрямую с псевдореспубликами.

Единственное, что может существенно повлиять на дальнейший ход решения конфликта на востоке Украины – это переговорный процесс между США и Россией на уровне Курта Волкера и Владислава Суркова.

Алексей Куропятник
, эксперт по вопросам внешней политики и безопасности «Майдана иностранных дел»:

— В настоящее время не достигнуты цели ни Революции достоинства, ни добровольческих батальонов. Украина не получила независимое правительство, процветающее государство или освобождение территорий. Новая политическая элита не возникла. Политический режим, который сформировался после Майдана, не смог создать идеологию, которая бы хоть как-то отличалась от идеологии режима Януковича. Соответственно, все это создает риски, что оккупированные Россией украинские территории вернем нескоро. Украинские власти не создали условий, чтобы люди, которые находятся на этих территориях, захотели как-то присоединиться к нам. Да и давление международного сообщества, чтобы Россия покинула эти территории, не достигло критической черты, после которой могли бы быть результаты.

Все упирается в доверие украинского населения и наших западных партнеров к политической группе, которая сейчас находится при власти. Видим, что сама Украина освободить территории не может, а с помощью союзников это возможно только в том случае, если еще больше ужесточат санкции против России и предоставят военную помощь.

Экономика Украины прогнозы и итоги: космическая гривна и банковский коллапс

Как понимаем, что доверие Запада к руководящей группе существенно снизилось? Уже открыто звучат угрозы отменить безвизовый режим с ЕС, который с самого начала был обусловлен тем, что это могут сделать, если руководство Украины будет вести себя неправильно.

Ничего не указывает на то, что Запад поможет Украине освободить Крым и Донбасс. Вероятнее всего, Евросоюз и США будут ждать, чем закончатся очередные выборы в Украине в 2019 году. То есть ситуация переходит в замороженное, болотное состояние.

Центральная власть в Киеве не выполняет функцию объединяющего начала. Скомпрометирован весь руководящий класс – и власть, и оппозиция. Не из кого выбирать альтернативу. Видим, что реформы, которые проводит руководящий класс, имеют обратный эффект. Их содержание противоположно тому, что провозглашается. Это создает очень неприглядную ситуацию. Когда ни одна политическая группа не имеет доверия, нация будет расшатываться, ослабевать, будут усиливаться региональные, внутренние споры.

Россия будет пользоваться проблемами, которые создает украинский политический класс. Тем более российская бизнес-элита в украинской экономике как присутствовала, так и продолжает оставаться. Украинская власть за почти четыре года после Революции достоинства так и не вышла из-под влияния РФ, не стала самостоятельным игроком.