На этой неделе стартовала кампания «Врач для каждой семьи» — активная фаза медреформы.

Пациенты начали подписывать декларации с семейными врачами, терапевтами и педиатрами – докторами первичной медицины. Декларация подтверждает, что вы выбрали врача и хотите обслуживаться именно у него. Так вы сообщаете государству, что оплата за ваше лечение должна начисляться именно в то медучреждение, где работает ваш врач.

Начиная с июля 2018 года бюджет всех медицинских учреждений «первички», — а это поликлиники, амбулатории, ФАПы (фельдшерско-акушерский пункт) и другие учреждения, где работают семейные врачи, терапевты и педиатры, — будут рассчитываться по новому механизму.

За все услуги терапевта, семейного врача и педиатра заплатит государство. За одного пациента Национальная служба здоровья заплатит врачу первички в среднем 370 грн в год, с 2019-го – 450.
Если доктор подпишет декларацию с 2000 пациентами, за год государство заплатит медучреждению, где работает врач, от 740 тыс. до 1 млн грн. В этот бюджет входят расходы на помещение, оплата работы врача, медсестры, простые расходные материалы и частичное покрытие анализов. Около половины этой суммы – расходы практики, все остальное – зарплата работников.

В своем первоначальном варианте медреформа предусматривала разделение всех услуг на три вида: полностью бесплатные, частично оплачиваемые государством (сооплата) и платные.

Бесплатные услуги называются государственным гарантированным пакетом, который НСЗУ будет дополнять и корректировать ежегодно, а Кабмин его будет утверждать. Деньги на этот пакет предусмотрены в отдельной статье расходов в бюджете.

В пакет планируют занести 80% самых распространенных обращений к врачу: спасение, неотложная, первичная помощь (профилактика, диагностика, лечение, реабилитация, наблюдение в течение беременности и др.), паллиативная (направленная на уход и снижение боли при тяжелых и смертельных заболеваниях), медицинская помощь.

Окончательный перечень бесплатных медицинских услуг, как поясняют в министерстве, будет опубликован в середине 2019 — начале 2020 годов.

Сегодня от сооплаты решили отказаться, а в перечень платных медицинских услуг входит только стоматология и эстетическая медицина.

Например, если человек захочет изменить себе размер носа или избавиться от шрама – ему придется за это платить из собственного кармана.

Сколько и за что платить

Стоит напомнить, что ВР проголосовала за законопроект №6327 еще 19 октября. А за день до того глава комитета по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец опубликовала в своем блоге перечень цен на некоторые медицинские услуги, которые должны вступить в силу уже с 1 января.

Это вызвало шквал негодования со стороны общественности. Ведь цены там поражали. Напомним, согласно прейскуранту от Богомолец, цена диагностики нарушения ритма сердца — 65 тыс. грн, аневризма сердца — около 154 тыс. грн, шунтирование аорты — 130 тыс. грн и тому подобное.

Однако в Минздраве все это опровергли, назвав такой выброс информации спекуляциями и передергиванием фактов.

В частности, там отметили, что окончательные тарифы посчитают после окончания пилотного проекта Министерства и Национальной Академии медицинских наук, а список Богомолец – это только перечень медицинских услуг, стоимость которых будет покрывать государство за пациента.

Как пояснил у себя на Фейсбук заместитель министра охраны здоровья Украины Павел Ковтанюк, алгоритм действия реформы будет выглядеть следующим образом: сначала пациент идет в больницу. Там счет за оказанные услуги выставляют Национальной службе здоровья. Последняя возвращает больнице все потраченные на пациента деньги.

Кроме того, рассказывают в ведомстве, каждая медицинская услуга будет иметь стоимость, так называемый тариф, который будет фиксированным и единым для всех.

По мнению эксперта по социальным вопросам Андрея Павловского, сегодня сложно сказать, какой именно будет система здравоохранения в Украине, ведь реформа только началась.

«Для объективной оценки нужно как минимум подождать полгода-год. Тогда можно делать выводы, — рассказывает он. — Но эксперты уже сейчас дают неутешительные прогнозы. Реформа пробуксовывает. Электронные реестры не созданы. Там зарегистрировалось не более 5% пациентов и 2,5% врачей. В то же время, предполагается переход на платную основу роддомов. Считается, что предварительная консультация семейного врача будет бесплатной, а дальше, если обращаться к профильным специалистам, то это уже за отдельную плату. Часть якобы должно компенсировать государство, а часть будет выплачивать пациент. Однако пока что четких тарифов нет».

Что будет с врачами

Павловский убежден, что реформа не заработает без страховой медицины.

«В Европе и США основой здравоохранения является страховая медицина, — отмечает он. — У нас как-то поставили телегу впереди лошади. Именно страховая медицина — тот конь, который способен потянуть реформу. Как можно проводить реформу, не имея для этого финансовой основы? Не понятно. Разве что — за счет пациентов, которые должны самостоятельно все эти изменения оплачивать. Также сегодня фактически ликвидирована система скорой помощи. Сейчас там нет ни врача, ни фельдшера — профессиональных специалистов по оказанию неотложной помощи. Есть так называемые парамедики. Это на уровне медсестры, медбрата. Они не могут квалифицированно спасти человека прямо на месте. А у нас большинство смертей при несчастных случаях из-за того, что вовремя не оказана медицинская помощь. Пока довезут пациентов, они умрут в этих машинах».

По словам эксперта в результате медреформы в селах и маленьких городах будет проблема с количеством врачей, поскольку правительство планирует провести там оптимизацию.

«Будут объединять, или же закрывать медицинские пункты в селах, — говорит специалист. — Сделают опорные пункты — один на несколько крупных сел. То есть людям придется добираться до ближайшего медпункта далеко от места их проживания. Это тоже проблема. Мы уже видели конфликтные ситуации на местах, когда граждане протестовали против закрытия районных больниц, поликлиник. Если будет так называемая оптимизация, то это приведет к сокращению половины врачей. Они будут лишними и окажутся на улице».

Романия Горбач