Что запомнилось с девяностых, кроме челноков с безразмерными клетчатыми баулами и бандюков в золотых цепях под малиновыми пиджаками?
Тогда, здравомыслящие сограждане и внушаемые соотечественники, в политику шли идейные и горячие, готовые менять всё и не по одному разу. Получалось достаточно бестолково, но искренне. Как свершения, так и заблуждения. Поэтому народ относился к политикам с куда большей симпатией, чем к тем же блудливым бизнесменам-комсомолистам.
Сейчас статус политика девальвирован до уровня купонокарбованца. Но наши деятели родом из девяностых все равно находят дорогостоящие способы опустить его еще ниже, куда-то в область фальшивой «битвы экстрасенсов».
Об этом необходимо говорить. Говорить о подходе власти к народу и его выбору, к стране и ее будущему, как к постановочному телешоу, создаваемому режиссерами-политтехнологами по заказу и на деньги продюсеров-олигархов.
Короче, речь об очередном талант-шоу «Новые лидеры», анонсированному медиа-холдингом Виктора Пинчука.
И в качестве затравки пару слов о Викторе Михайловиче. Постсоветский технократ. Умный, грамотный, тертый, цепкий, рациональный. В финансовых или технических вопросах развести его уже не сможет даже Игорь Коломойский.
Но вот как только доходит до политических проектов, с Пинчуком происходит «казус полночи». С двенадцатым ударом он из царственной особы превращается даже не в Золушку, а непосредственно в тыкву.
В политике он стабильно поддерживает не тех, конфликтует не с теми и серьезно вкладывается в такие скорбные авантюры, что перекрестился бы и граф Калиостро с его «материализацией чувственных желаний».
Это Виктор Пинчук настойчиво уговаривал тестя Леонида Кучму пропустить в Президенты Украины Виктора Ющенко, а не Виктора Януковича. Мол, Ющенко — никакой, и будет послушным. Уговорил — на свою и нашу головы.
При Ющенко Пинчук ничего не выиграл, а потерял «Криворожсталь» и не только. Причем, в следующем цикле Янукович все равно стал Президентом, и урегулировать с ним отношения Пинчуку пришлось сложно и дорого.
С Петром Порошенко Пинчук постарался выстроить нечто вроде нейтралитета. Но он вышел какой-то скособоченный в пользу ПАПа: по его настоятельной просьбе Кучма вынужден был мараться в капитулянтский «минский сговор», а самому Пинчуку довелось опубликовать в США скандальную статью в духе «минска».
Закономерным этапом этой перекошенной нейтральности стал запуск совместного пинчуковско-порошенковского телевизионного политпроекта.
Телетайп: Томос об автокефалии премьер-министра и досрочных выборахИменно совместного — не по форме, а по сути. Потому что выгоден им обоим. А иначе Петр Алексеевич никогда бы не выступил «на разогреве» у этого проекта: в первой части программы был прямой эфир Президента, а во второй, когда уже собрана максимальная зрительская аудитория — анонс предстоящего политшоу.
А для кураторства в «Новых лидерах» обнаружились структуры, близкие к администрации Президента, например, «Центр политических исследований», возглавляемый Владимиром Фесенко.
Примечательно, что «Новые лидеры» стартовали как раз тогда, когда несколько оппозиционных партий, в частности, РНС и Укроп, затеяли свои праймериз на должность потенциального Президента Украины.
Так что, Украине не нужны новые политические лица?
Нужны! Жизненно необходимы! И в самостоятельном восхождении, и в связке с опытными политиками, которых готов поддерживать Запад, держащий на себе легитимность нашей власти.
Но нужны именно новые лидеры, способные запустить тотальное очищение и полную перезагрузку украинского государства. А не обновленные дилеры, толкающие электорату слегка подмарафеченную олигархическую систему власти, которая служит благодатным компостом для роста теневых состояний украинских правителей.
Новые лидеры нужны Украине XXI века. Но они — точка политической смерти для правящего олигархата по главе с Порошенко. Адептов ритуального самоубийства во власти что-то не наблюдается.
Даже если представить, что на Виктора Пинчука снизошло просветление, и он решил спасать страну, то предоставил бы свой эфир реальным критикам власти. Запустил бы несколько честных программ, в центре которых не показушные перепалки дорогих клоунов от политики, а серьезный поиск общественной консолидации для решения вопросов войны и мира, прогресса и духовности, суверенитета и сотрудничества.
А что можно ожидать от пинчуковско-порошенковского шоу?
Дело в том, что идея запустить политическое талант-шоу возникла на канале СТБ — производственном центре медиа-холдинга — практически сразу после успеха «Х-фактора» и «Танцуют все!». Но в работу идея никак не шла. И вот — свершилось!
И вроде бы ничего плохого. И никаких вопросов к желающим принять участие в подобной программе, засветиться в общенациональном эфире. Но есть опасение, что «Новые лидеры» будут разворачиваться именно по телевизионному формату.
Формат имеет целью не построение успешной субъектной модерновой Украины, а максимальную долю зрителей, просматривающих программу.
Это означает, что в эфирную часть попадут не самые продвинутые и адекватные положению страны, а соответствующие продюсерским представлениям об интересах телезрителей. То есть, правильная пропорция мужчин и женщин, украино и русскоязычных, с востока, запада, юга и центра страны. И если, к примеру, ярких лидеров-женщин окажется больше, чем требует формат, то «лишних» отсекут.
Формату обязательно нужны участники с характерными особенностями, поэтому в программе должны присутствовать получившие ранения ветераны войны, переселенцы с Крыма и Донбасса, рассуждающие, в основном, об этом. Конечно же, героические участники Революции Достоинства и те, кто обзывает ее американским переворотом. Всенепременно девушка-националистка, своей перпендикулярностью напоминающая одну узницу российско-украинских застенков. Еще всенепременнее один-два персонажа с нетрадиционной ориентацией и так далее.
Телетайп: Иван Бубенчик – ритуальная жертва или беспощадная справедливостьДля смотрибельности формату необходим конфликт. Но это не будет конфликт интеллектуальный, тем более, мировоззренческий в стилистике Сергея Дацюка, потому что зритель заскучает. Зрителю понятнее конфликты бытовые: например, гей задумчиво посмотрел на ветерана, а тот ответил не взаимностью, а кулаком в ухо. А между другими участниками, наоборот, сложился любовный треугольник. И прочая Санта-Барбара, приправленная политико-бюрократической терминологией и антуражем.
Но самое печальное, что в рамках формата не допускается никакого волеизъявления зрителей (в точности, как и в наших реальных выборах!). А то ведь они наголосуют! Кто пройдет в следующий этап, заранее решают организаторы шоу. И если в танцах и песнях им еще приходится соблюдать относительные приличия, то в политическом талант-шоу этим можно не заморачиваться.
В конечном итоге, рискуем получить весьма популярное шоу, которое умело профанирует саму идею обновления украинского политикума, просто гробит ее в общественном сознании, закрывает путь нонконформистам, представляющим угрозу для власти. И все это под слащавые рассуждизмы про демократию, реформы, путь в Европу и прочие затертые фишки «дедушки Сороса».
Лично я не поверю, что правящий олигархат способен выпустить в медийное пространство проект, который ему же повредит. А Вы в это верите, скептические сограждане и наивные соотечественники?
Кстати, кто-то вспомнит участника отечественного талант-шоу, в итоге поднявшегося на вершину нашего шоу-биза? Так отож…
Александр Кочетков, аналитик и политтехнолог, специально для «Политеки»