Во влиянии Cambridge Analytica на предвыборную кампанию Дональда Трампа и похожей историей с Бараком Обамой консерваторы видят двойные стандарты.

В эфире передачи The View канала ABC соведущая Меган Мак-Кейн обратила внимание на тот факт, что общественность с восторгом восприняла использование базы данных Facebook Бараком Обамой в период его президентской кампании. В то же время схожий подход Дональда Трампа публика встретила с возмущением.

«Это случилось при Обаме и в СМИ сразу же заявили о гениальности подхода. Теперь же в кампании Трампа – это скандал Cambridge Analytica. Это был микро-таргетинг и интеллектуальный анализ данных», – отметила Мак-Кейн.

В чем же заключалось различие? Притом, что база данных, к которой имели доступ обе кампании, была по большей части одинаковой, метод использования и цели сильно разнились.

Как пояснил позицию ведущей пресс-секретарь канала ABC, «кампания переизбрания Обамы использовала схожую тактику получения доступа к персональной информации миллионов избирателей через социальную сеть Facebook».

База данных

В период между 2010 и 2015 годами приложения в Facebook функционировали следующим образом. И приложение переизбрания Обамы в 2012, и использованный Cambridge Analytica опрос получали доступ не только к профилям самих пользователей приложений, но и к списку друзей и биографии. Далее с согласия юзера приложения получали доступ к тегам, лайкам, местоположению и т.п. пользователя и его друзей.

Приложение Obama for America загрузили свыше миллиона пользователей. Персональный опросник, отсылавший данные в Cambridge Analytica установили около 300 тысяч. Объем базы данных пользователей, к которой CA получила доступ, гораздо больше. По сообщениям, он составил 50 миллионов юзеров. Связано это с расширением списка за счет друзей пользователя. Для кампании Обамы объем базы данных также был разительно выше миллиона человек.

Доступ получен

Различие кроется в том, как получили доступ к базам данных.

В штабе Обамы Facebook-приложение разработали для сторонников: сбор пожертвований, отправка избирателями пожеланий будущему президенту, предвыборная агитация. Приложение запрашивало у пользователя разрешение на возможность сканировать их фото, списки друзей и новостные ленты. Большинство юзеров дали добро.

Подписчики знали, что их личные данные будут использованы для поддержки политической кампании. Их друзья, однако, в курсе не были.

Загрузившие приложение от Cambridge Analytica люди не имели представления о том, что их данные будут использованы для поддержки какой бы то ни было кампании. Приложение позиционировалось как опрос от исследователей Кембриджского университета.

Одним из таких исследователей был Александр Коган. Он продал базу данных политической консалтинговой фирме Cambridge Analytica. В свою очередь фирма предложила свои услуги не только одному Трампу. Президентский штаб сенатора Теда Круза и сенаторский – сенатора Тома Тиллиса – составили компанию Дональду среди прочих.

В 2015 году в Facebook узнали, что разработчик оперировал данными пользователей без их согласия. И авторов оригинального приложения, и Cambridge Analytica попросили удалить данные. Этого не произошло.

Методология использования

В штабе Обамы использовали данные Facebook для вербовки потенциальных сторонников. Так считает профессор частного исследовательского университета Тафтса Эйтан Херш, написавший о стратегии микротаргетинга Обамы книгу «Взламывая электорат».

Списки друзей, теги и фото позволили обамовцам определить ближайших друзей пользователя и просеять через простейший фильтр: «Готов ли данный человек проголосовать за Обаму и при этом не готов отправиться на избирательный участок?». Далее пользователям приложения выдавалась установка, кому из своих друзей они должны отправить политические агитки.

В Cambridge Analytica пошли иным путем. Они объединили результаты опроса с данными Facebook для создания психологических профилей. Полученный материал продавался избирательным штабам. Идея заключалась в следующем: если CA знала, как эти люди мыслят, она могла таргетировать рекламу конкретно под них.

Затем Cambridge Analytica использовала таргетированную рекламу для пользователей из своей базы данных. Равно как и для пользователей со схожими профилями, идентифицированными встроенным в Facebook инструментом Lookalike. Друзья пользователей приложения таргетировались не своими знакомыми, а самой компанией. Другими словами, согласившийся исполнять обязанности посредника человек исчезал.

В своем исследовании Эйтан Херш пришел к выводу, что ни одна из двух тактик не оказалась крайне эффективной в убеждении людей проголосовать за нужного кандидата.

Итого

Мак-Кейн указывала на равнозначность подходов кампаний Трампа и Обамы в получении данных пользователей на Facebook.

Оба подхода позволили получить доступ к обширной базе информации про пользователей Facebook и их друзей. И в обоих случаях – без согласия самих друзей.

Но в случае Обамы первоначальные пользователи знали, что предоставляют доступ к своим данным для политических целей. В случае с Cambridge Analytica пользователи знали, что принимают участие в персональном опросе для научных целей.

В штабе Обамы использовали данные, чтобы их приверженцы выходили на контакт с наиболее вероятными сторонниками кандидата. Cambridge Analytica таргетировала пользователей, друзей и просто похожих на них людей непосредственно через цифровые объявления.

2 мая 2018 года в связи со скандалом и судебными разбирательствами компания Cambridge Analytica приняла решение о прекращении своей деятельности.

История на этом не заканчивается. Директорат и штатные сотрудники немедленно переключились на работу в сайдовом проекте Cambridge Analytica под названием Emerdata.